19 апреля 2024
Муниципальное автономное учреждение «Редакция газета Победа»
RSS

Главные новости

В историю родной станицы по Шёлковому пути

Очень интересную исследовательскую и изыскательскую работу по истории родного края провели жители станицы Кумылженской В.В. Ульянов и А.П. Фирсов. С результатом труда исследователей-энтузиастов с их позволения с небольшим сокращением и минимальной корректировкой текста мы знакомим вас, уважаемые читатели. Поверьте, проделанная работа впечатляет, захватывает и уводит в туманную даль истории. Итак – погружайтесь.
В 2013 году во время съёмок фильма о станице Кумылженской к съёмочной группе подъехал местный житель и передал фотоснимок, сделанный его знакомым в одном из музеев города Казани. На нём была карта Золотой орды в 14 веке с указанием поселений, среди которых два нынешних поселения нашего района: Глазуновское, обозначенное значком мечети, и Кумылженское, обозначенное значком в виде ромбика. Это означает – в те времена возле нашей станицы стоял караван-сарай.

Караван-сарай в переводе с персидского означает – дом караванов, т.е. постоялый двор на торговых путях. Он имел вид небольшой крепости квадратной или прямоугольной формы, в которой располагались колодец, ком­на­ты для про­жи­ва­ния и склад­ские по­ме­ще­ния для то­ва­ра, загон для вьючных животных. Встре­ча­лись одно- и двух­этаж­ные ка­ра­ван-са­раи.
В круп­ных же го­ро­дах ка­ра­ван-са­раи пред­став­ля­ли собой пол­но­цен­ные по­до­бия со­вре­мен­ных го­сти­ниц с мечетью, банями, чайханой, больницей, ветеринарами, артистами и танцовщицами. Строились караван-сараи по торговым путям, как правило, на расстоянии до 40 километров друг от друга. Именно столько караван мог пройти за день. А население окрестных деревень было вовлечено в жизнь ближайшего караван-сарая.
Широкое распространение они получили во времена Великого Шёлкового пути. Сказать, что это была одна дорога, нельзя. Но были несколько основных направлений, от которых отходили менее значимые пути.
С незапамятных времён от владений русских княжеств проходил один из таких древнейших путей к Астрахани, синему Хвалынскому морю и Каспию. Шёл он от города правым нагорным берегом Волги до места сближения её с Доном, далее на северо-запад, степями Дикого поля до устья небольшой реки Савалы, впадающей в Хопёр, потом параллельно её левому берегу, затем по водоразделам между Битюгом и Цною, Матырой и Челновой – на север. Многочисленные орды грозного татарского хана Батыя в XIII в. по этому пути двигались на Русь, который позднее получил название Ордо-базарной большой дороги.
В 1722 г. по распоряжению Петра I от Москвы до Астрахани была учреждена почта. И эта старая дорога стала именоваться Астраханским почтовым трактом. Тракт шёл от Москвы через Коломну, Тамбов на Новохопёрскую крепость, далее казачьими станицами, в том числе и через станицу Кумылженскую, на Царицын, а потом по правому берегу Волги на Астрахань.
Пристанища для караванов строились на торгово-транспортных путях, и у нашей станицы действительно проходил транспортный путь. Харитон Иванович Попов в своём описании станицы Кумылженской упоминает о том, что казаки городка Кумылгинского, так в те времена называлась наша станица, начиная с 1722 года несли службу, обслуживая и охраняя один из участков Астраханского почтового тракта. Он назывался «СУХОДОЛьский переезд», что значило переезд через СУХую ДОЛину. Впоследствии на это место в 1764 году переехала станица Кумылженская. Кроме того, по этому пути в 1742 году на слонах проезжало Персидское посольство.
На карте конца 18 века видно, что почтовый тракт тогда шёл от станицы Арчединской примерно так, как сейчас проходит асфальт от Михайловки до Кумылженской. Только у поворота на Глазуновскую путь уходил левее асфальта по полям к Шелкашеву бараку, у которого и происходил спуск в Сухую долину. Видимо, это связано с тем, что в этом месте спуск намного положе, чем с Горшковой горы, значит, спускаться и подниматься лошадям и скоту было удобно в любую погоду. На картах же середины 19 века спуск показан уже с Горшковой горы.
Пролегал ли у нашей станицы древний торговый путь до времени Петра I, мы точно не знаем. Но скорее да, чем нет, так как только проверенная веками удобная дорога могла быть включена в почтовую магистраль петровской «быстрой почты». И барак на этом пути имеет интересное название – «Шелкашев». Возможно, оно связано именно с Шёлковым путём. И в том же районе на подходе к этому бараку на возвышенности стоят недалеко друг от друга два кургана на вид одинакового размера, как бы преграждая заблудшим путникам проход в тупик, образованный реками Доном, Хопром и Медведицей, где сейчас расположен государственный охотничий заказник «Кумылженский». Если эти два кургана соединить в одну линию, то она покажет направление движения точно на нашу станицу, а в те времена на караван-сарай, возможно стоящий в Сухой долине. Расстояние от предполагаемого караван-сарая до Арчединской – 40 км, до Глазуновской напрямую по старой дороге – 20 км, что соответствует дневному переходу каравана.

Карта. Наследники Золотой орды
Также есть книга одного из ведущих исследователей по истории и археологии Золотой Орды, доктора исторических наук Егорова В.Л. Она называется «Историческая география Золотой Орды в 13–14 веках», выпущена под редакцией Академии наук СССР в 1985 году. В ней приводятся данные о более чем ста золотоордынских поселениях, среди которых указаны городища Кумылженское и Глазуновское. Работа основана на русских и восточных летописных источниках, а также материалах археологии, нумизматики и средневековой картографии.
В своей книге Егоров так описывает Кумылженское золотоордынское поселение: «Городище Кумылженское. Находится у станицы Кумылженской Волгоградской обл., на левом берегу р. Кумылги (приток Хопра). Золотоордынское название населённого пункта неизвестно, раскопки не проводились. Из культурного слоя местные жители в прошлом веке добывали кирпич для строительства».
Приводя эту информацию, он ссылается на труды первого археологического съезда, проходившего в 1869 году в Москве. На нём основатель Новочеркасского музея донского казачества Попов Харитон Иванович делал доклад под названием «Сведения о древних памятниках в земле войска Донского», изучив который мы не нашли подтверждения информации по Кумылженской, а вот по Глазуновской она присутствовала.
В 1974 г. Поволжской археологической экспедицией у станицы была проведена разведка, которая подтвердила существование значительного по площади городища золотоордынского времени и находившегося к северу от него большого многокомнатного монументального здания мечети или мавзолея, от которого сохранился фундамент. Хотя Попов в своём докладе эти строения называет не «мечетью или мавзолеем», а «гробницей или кладовой».
Видя несоответствие информации между трудами Егорова и Попова, мы решили обследовать близлежащую местность на левом берегу р. Кумылги возле станицы. Целью было найти ямы в виде траншей, красные кирпичи, или их обломки, так как Егоров пишет, что «жители Кумылженской в прошлом веке», то есть в 18–19 веке, «добывали кирпич для строительства». Видимо, они разбирали фундаменты и занесённые песком стены старых построек для хозяйственных нужд.
Местность была обследована от х. Чуносов до «родничка» у маслозавода. И в одном месте мы обнаружили большое количество ям и траншей…
Подробно с результатами обследования и интересными находками вы можете познакомиться, посмотрев фильм «Караван-сарай», снятый к 405-летию станицы Кумылжеской, который будет демонстрироваться в День станицы, 25 августа, в РДК.
Материал подготовила Алла ФИРСОВА.