20 апреля 2024
Муниципальное автономное учреждение «Редакция газета Победа»
RSS

Главные новости

Индивидуальные служебные споры на государственной гражданской службе

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе) гражданский служащий имеет право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения.
Термин «индивидуальный служебный спор» установлен ст. 69 Закона о гражданской службе – это неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Разногласия могут быть в связи с соблюдением требований к должностному поведению, в связи с представлением сведений о доходах и об имуществе гражданина, претендующего на замещение должности гражданской службы, в связи с порядком проведения конкурса на замещение должности гражданской службы, в связи с разглашением служебной информации, ставшей известной бывшему гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей, а также в связи с осуществлением трудовой деятельности в организации, отдельные функции государственного управления которой входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров:
1) комиссией государственного органа по служебным спорам;
2) судом.

При возникновении разногласий гражданского служащего, его руководителя и представителя нанимателя, которые не удается урегулировать путем проведения переговоров, служащий имеет право подать заявление в комиссию по служебным спорам.
Комиссия по служебным спорам должна создаваться в каждом государственном органе по решению представителя нанимателя либо на определенный срок, либо без указания срока и образуется из равного числа представителей выборного профсоюзного органа (а не представителей гражданских служащих) и представителя нанимателя.
Для обращения гражданского служащего в комиссию по служебным спорам установлен трехмесячный срок, который исчисляется с момента, когда служащий узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска трехмесячного срока обращения в комиссию по служебным спорам, гражданский служащий (гражданин) может обратиться в комиссию с заявлением о восстановлении пропущенного срока и рассмотрении служебного спора по существу. В заявлении должна быть указана причина, по которой срок обращения был пропущен.
Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи. В случае признания комиссией по служебным спорам причины пропуска срока обращения неуважительной, срок не восстанавливается и служебный спор не рассматривается.
Для рассмотрения спора в комиссии установлен десятидневный срок, исчисляемый в календарных днях.
Индивидуальный служебный спор рассматривается в присутствии заинтересованного гражданского служащего. Спор может быть рассмотрен в его отсутствие, но лишь только по письменному заявлению служащего. В случае неявки гражданского служащего на заседание комиссии рассмотрение спора переносится на другой день. При повторном отсутствии служащего без уважительной причины на заседании комиссия может принять решение о снятии данного вопроса с рассмотрения. Комиссия по служебным спорам имеет право вызывать свидетелей и специалистов на заседание, требовать представления, как от представителя нанимателя, руководителя, так и от гражданского служащего необходимых для рассмотрения спора документов. Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Гражданский служащий должен быть с ним ознакомлен в течение трех дней со дня его принятия. Решение подлежит исполнению в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
В случае несогласия с решением комиссии по служебным спорам гражданский служащий может обжаловать его в суд. Если в государственном органе такая комиссия еще не создана или гражданский служащий по каким-либо причинам не доверяет ей и не верит в объективность будущего решения, то он может сразу передать рассмотрение дела в органы судебной власти.
Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:
— гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;
— представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Также в судах рассматриваются служебные споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу, по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.
Таким образом, надо признать, что создание и работа комиссий по служебным спорам в государственных органах способствуют укреплению механизма защиты гражданских служащих, которые нередко сталкиваются с различными нарушениями их прав, проявлениями несправедливости со стороны руководителей и необоснованными претензиями.*

 

Главный специалист – эксперт
Управления Минюста России по Волгоградской области Е.И. Николаева