25 апреля 2024
Муниципальное автономное учреждение «Редакция газета Победа»
RSS

Главные новости

Пусть не думают, что мертвые не слышат, когда о них потомки говорят

Начало войны застало Агапова Виктора Григорьевича на Западной Украине, где он проходил службу в рядах Красной Армии. Рядовой красноармеец Агапов в составе своей части с боями прошёл до города Днепропетровска. Далее попал на Урал в состав 333-й стрелковой дивизии, формировавшейся для предстоящих боёв под Сталинградом. Здесь боец получил первое боевое ранение.
По выздоровлении из госпиталя его направили на учёбу командного состава, которая завершилась в марте 1943 года. Виктор Григорьевич, получив звание младшего лейтенанта, прибыл в 58-ю стрелковую дивизию, расположившуюся на берегу реки Донец, в составе которой участвовал в боях под Курском и в освобождении города Харькова, где 20 августа 1943 года получил тяжёлое ранение и был направлен в госпиталь на Урале. Из госпиталя в январе 1944 года его направили в состав 69-й механизированной бригады 3-й танковой армии генерала, а затем маршала П.С. Рыбалко.
С боями Виктор Григорьевич прошёл, освобождая Украину, Польшу, сражался в Германии до полного окружения Берлина. А 31 апреля армия Рыбалко была брошена в Чехословакию, 8 мая она вошла в Прагу.
За весь свой боевой путь командир взвода танковой разведки В.Г. Агапов получил ещё три тяжёлых и одно лёгкое ранения. За боевые заслуги награждён орденами и медалями. Орден Александра Невского получил за глубокий рейд в тыл врага, разгром штаба немецкой части на подходе к реке Нейсе в Польше, орден Отечественной войны был вручён за боевые действия при освобождении города Житомира, медаль «За боевые заслуги» – за участие в боях на Вислинском плацдарме, орден Красной Звезды – за бои на территории Германии.
До 1950 года Виктору Григорьевичу пришлось служить в Чехословакии, Австрии и Германии. Затем он был направлен в Туркестанский военный округ в качестве командира роты, потом служил начальником штаба батальона и в райвоенкоме. За трудовые заслуги награждён орденом «Знак Почёта».

Дудаков Семён Степанович родился в 1909 году в хуторе Обливе. С десяти лет работал по найму. В 1928 году поступил учиться на тракториста в Букановскую МТС. До начала войны работал в колхозе.
В 1941 году пошёл воевать. Первый набор забрали в танковый учебный полк г. Сталинграда. Учился на башенного стрелка. После оказался под Харьковом в стрелковом полку. В одном из боёв попали в окружение, смогли, пробив немецкое кольцо, выйти к р. Донец. С ранением Семён Степанович попал в госпиталь. Однажды во время бомбёжки погибло много раненых и 9 человек из медицинского персонала. Оставшихся в живых повезли в госпиталь в г. Сталинград. По пути попали под немецкую бомбёжку. В госпитале был с мая до середины августа 1942 года.
После выздоровления был направлен в батальон завода «Баррикады». В составе 20-й мотострелковой бригады участвовал в боях на калачёвском направлении. Отражая одну за другой немецкие атаки, попали в окружение. На шестые сутки вышли к своим между Иловлей и Котлубанью. После Сталинградской битвы отучился на шофёра. Воевал в 77-м автотранспортном батальоне 3-й гвардейской танковой армии. Принимал участие во взятии Берлина и освобождении Праги.

Зарубин Николай Иванович родился в 1924 году в хуторе Глушице. Родители были колхозниками. В 1932 году пошёл учиться в школу, окончил 8 классов. 2 сентября 1942 года его призвали на фронт.
Участвовал в боях южнее Сталинграда, где был ранен. После выздоровления попал на Курскую дугу. 12 июля 1943 года опять был ранен. 23 января 1946 года вернулся инвалидом.
Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За Победу над Германией», «За доблестный труд».
Из выписки: «Будучи красноармейцем-пулемётчиком 336 гвардейского полка 10.12.1942 г. при наступлении наших войск южнее Сталинграда в районе ст. Верхнекумской получил ранение в правую ногу и 12.07.1943 г. вторично ранен в правую ногу и левую лопатку в районе Белгорода».

Залипаев Николай Васильевич родился в 1909 году в хуторе Блинове. Окончил всего три класса, потому что необходимо было помогать семье. В 1927 году Коля вступил в комсомол. А когда стали образовываться колхозы, он один из первых вступил в его ряды.
В сентябре 1931 года призван на военную службу, которая проходила в полку кавалеристов. Там он прослужил до ноября 1933 года. После продолжил работу в колхозе. Но мирная трудовая жизнь прервалась грохотом орудий и бомб.
Николай Васильевич был призван Подтёлковским РВК 10 июля 1941 года в ряды Красной Армии. Военную присягу принял 10 октября 1941 года. С июля 1941 г. по март 1943-го был пулемётчиком, а с марта 1943 г. по ноябрь 1946 г. – красноармейцем-путейцем 17-го гвардейского стрелкового полка 52-й отдельной стрелково-путейной железнодорожной бригады 18-й путейной роты.
Указом Президиума Верховного Совета СССР красноармеец Залипаев Н.В. награждён медалью «За оборону Сталинграда», которую ему вручили 11 июня 1943 года. За участие в героическом штурме и взятии Будапешта – медалью «За взятие Будапешта». Также награждён медалью «За победу над Германией». Демобилизовался 15 ноября 1946 года.
После войны Н.В. Залипаев продолжил работу в колхозе. Неоднократно награждался юбилейными медалями «За Победу в Великой Отечественной войне 1941–45 годов».

Юность Марьи Никитичны Ермиловой и её поколения совпала с тяжёлым военным лихолетьем. После окончания Слащёвской средней школы она хотела поехать учиться в педучилище, но началась война. Ей было 17 лет. В сентябре 1941 года ушёл на фронт отец, а вслед и она с группой комсомольцев-добровольцев. В марте 1942 года девчата в Сталинграде получили летнее обмундирование: гимнастёрки, пилотки, брюки-галифе, ботинки с подковами. С косами пришлось расстаться. Жалко было обрезать, они у Марьи Никитичны были волнистые, до пояса. Она носила обувь 35-го размера, а выдали 41-го, на ногах сидели крючком.
Девчат направили к зенитчикам в район Дубовки. На специальных приборах они измеряли высоту полёта вражеских самолётов. Бомбёжка наших позиций не прекращалась. Враг рвался в Сталинград. При очередной бомбёжке взрывной волной Марью Никитичну подбросило и засыпало землёй. Нашли её по торчавшим ботинкам. Лежала в саратовском госпитале, после контузии долго не слышала.
После госпиталя была направлена под Пензу, где формировалось подразделение связисток. Много километров прошагали с полной выкладкой, за спиной шинель, винтовка. Тянули связь больше ночью, лесами, по болотам, вот когда хлебнули лихо. Забыли, что есть на свете баня, горячая вода, постель.
Когда служили в политотделе, произошёл случай. Ночью она несла секретный пакет из особого отдела, вдруг камнем у Марии сбили пилотку (метились в голову). Пришлось отстреливаться. Это было на Львовщине, бандеровцы «охотились» за нашими солдатами. Ей пришлось видеть изуродованных советских ребят: на груди бандиты вырезали звёзды, глаза прокалывали, калёным железом жгли тела.
Боялась ли она смерти, бывало ли страшно на войне? «Да, боялась, да, бывало страшно», – призналась М.Н. Ермилова.
Домой Марья Никитична демобилизовалась сержантом с медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». У неё трое детей, шестеро внуков, и Марье Никитичне хотелось бы, чтобы они войну видели только в кино.

Ананьев Евгений Васильевич встретил войну в станице Глазуновской, где находился на каникулах, будучи студентом педагогического училища г. Серафимовича. 18 июня 1942 года по призыву комсомола добровольцем ушёл в действующую армию.
Е.В. Ананьев вместе с товарищами был направлен в гвардейский комсомольский полк имени города Москвы. Проходил службу в 3-м расчёте 2-го взвода 1-й батареи 316-го гвардейского миномётного дивизиона. 9 августа 1942 года принял присягу и был направлен на Воронежский фронт. Выгружались на станции Графской, и 14 августа Евгений Васильевич был на фронте в составе 34-й армии в должности заряжающего. В иные дни ему приходилось давать по несколько полковых залпов. Полковой залп – это 384 снаряда весом по 48 килограммов. Это требовало большой физической силы и подготовки.
Приходилось в трудных условиях тянуть связь в чистом поле под огнём врага. За это Ананьев Е.В. награждён орденом Красной Звезды. Батарея в результате боёв уменьшилась наполовину. Через несколько дней 316-й гвардейский миномётный полк был выведен из боёв и направлен на Юго-Западный фронт. Предстояла Сталинградская битва.
Пунктом сосредоточения полка были хутора Гришинский, Каёхтин, Щепетовский. 6 ноября часть расчётов была направлена для подготовки огневых позиций. 19 ноября началась артиллерийская подготовка перед общим наступлением. После прорыва полк поддерживал 5-ю танковую армию, прошёл через Перелазовскую, Калач и занял позиции в районе Карповки.
После Сталинградской битвы полк был направлен в Москву. Евгений Васильевич попал в 1-ю гвардейскую миномётную дивизию, в составе которой воевал на Волховском и Ленинградском фронтах. Участвовал в освобождении Эстонии. После окончания курсов шофёров был направлен в 322-й гвардейский миномётный полк, в составе которого воевал до конца войны. Принимал участие в боях за Будапешт, Прагу, Вену и другие города Европы. Окончание войны встретил в Чехословакии.
Ананьев Евгений Васильевич награждён орденом Красной Звезды, медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За освобождение Праги».
После войны работал учителем географии в Кумылженской средней школе.