29 марта 2024
Муниципальное автономное учреждение «Редакция газета Победа»
RSS

Главные новости

Шли дорогой трудной, дорогой непростой

По традиции в последнее воскресенье октября в России отмечается профессиональный праздник работников автомобильного транспорта. Его считают своим все автомобилисты нашей страны. Вместе с водителями-профессионалами уже давно отмечают и все автолюбители.

Меняется время, ускоряется его ритм. Сейчас нам уже трудно представить свой обычный день без автомобилей, автобусов, маршруток. Профессия водителя стала одной из самых востребованных, а важной она была всегда. Руль транспортного средства должен находиться в надёжных руках, а от добросовестности шофёров зависит и наша с вами жизнь, и её качество: ведь на человеке за рулём – автоперевозка пассажиров и доставка продуктов, различных грузов. Именно этим и занимались наши земляки И.Т. Курдюмов и И.В. Фирсов – водители со стажем.

Иван Тимофеевич Курдюмов родом из х. Долговского. После окончания школы пошёл работать в совхоз «Подтёлковский». А когда от военкомата отучился на курсах шоферов в г. Михайловке и получил права, стал работать шофёром в этом же совхозе. Затем служба в армии, а после неё устроился водителем в Кумылженскую «Сельхозтехнику». В то время это было успешное предприятие, в котором насчитывалось до 150 машин. Как раз когда Иван Тимофеевич пришёл в СХТ, поступили 19 машин ЗИЛ-130, и он вместе с другими молодыми ребятами, пришедшими из армии, стали работать на них. «Завгаром тогда был Ульянов Владимир Иванович. Он отлично разбирался в автомобилях, и когда машина ломалась, ему было достаточно подойти и послушать, как работает мотор, чтобы определить, где какая поломка, – вспоминает Иван Тимофеевич. – Наша работа заключалась в перевозке разных грузов: стройматериалов, зерна, овощей, крупного рогатого скота, свиней. В основном обслуживали колхозы, совхозы. Ездили по разнарядкам в Тамбовскую, Липецкую, Воронежскую области, в Москву, Краснодар, Дагестан и другие города и области. Менялись и машины. После ЗИЛ-150 ездил на «Урале», возил в Белоруссию и на Украину запчасти к тракторам, в Оренбурге собирали зерновые, в Челябинске – зерновые и овощные культуры. Когда поступили «Колхиды», пересел на неё. Помню, как по трое суток добирались до Волгограда по бездорожью, асфальта тогда не было».

Воспоминаний у Ивана Тимофеевича много, и все они связаны с поездками. Работа для него была в радость. Жизнь за рулём была насыщенной и разнообразной. Практически всю страну объездил И.Т. Курдюмов, много повидал интересного. Его трудовой водительский стаж – 30 лет. После развала СХТ до самой пенсии работал слесарем на Кумылженской птицефабрике. Сейчас на заслуженном отдыхе.

С супругой Зоей Алексеевной, которая работала в той же СХТ бухгалтером, вырастили двух дочерей, у которых уже свои семьи. Старшая, Светлана, живёт в ст. Кумылженской, младшая, Наталия, – в Рязани, на родине матери. Радуются внукам: Анастасия закончила педуниверситет, младшие Юлия и Иван учатся в школе.

Иван Владимирович Фирсов родился в х. Жуковском. Работать в колхоз «Путь к коммунизму» пошёл в 14 лет. Председателем тогда был Михаил Григорьевич Филимонов. Позже Ивана Владимировича призвали в армию. Отслужив в Германии, стал работать шофёром в Михайловском автохозяйстве. Но тяга к родным местам взяла верх, и в 1969 году И.В. Фирсов вернулся в ст. Кумылженскую. Устроился шофёром в Кумылженскую ПМК, а в марте 1972 года перешёл в Кумылженскую РОСХТ. «В то время туда стали поступать новые машины. Образовалась автобаза. Работать было интересно. Люди в СХТ шли валом, – вспоминает Иван Владимирович. – Ехали к нам отовсюду. Из станицы Вёшенской прибыли Пётр и Паша Дергачевы, из Волгограда приехали Листопадов В.И., Колымейченко, Фирсов А.И. Все стали работать на «Колхидах», а последние обзавелись здесь семьями. Приехали издалека Коваль В. и Афонченко Пелагея: он сел за руль «Колхиды», она работала диспетчером, Плетнев, Шарашкин, Барабанов Г., Давыдов В., Попов А., Чернецков Н., Титовы Александр и Геннадий, Рогачев В., Курдюмов И. и многие другие, кто работал в СХТ.

Техника была разная: «Колхиды», бензовозы, ЗИЛы, ГАЗ-51, 52, два «Урала». На ЗИЛах работали Зернюков, Никитин, Косов и другие, на бензовозах – Мирошкин П., Быховой Г., Бугров, Евсеев и многие другие. Все фамилии уже трудно вспомнить. Всё-таки прошло уже 50 лет.

Работы было много, обслуживали все совхозы, колхозы и другие организации. В город возили коров, овец, свиней, птицу, а оттуда – кирпич, цемент, доски, брёвна. Ездили не только по районам области, но и в города и сёла всего Советского Союза. В Белоруссию возили запчасти, на Украину, Подмосковье – коров новой породы, в Калмыкию – сено, солому.

Вот так мы работали – и тяжело, и весело, и интересно. В восьмидесятых годах в районе началось строительство новых объектов: милиции, школы, комплекса для КРС, птицефабрики. А потом началась «перестройка». И всё… Всё разрушили, распродали. Теперь с болью в сердце проезжаю мимо СХТ, вспоминаю сотни машин, которые стояли во дворе, бывало, приедешь, не найдёшь места, где поставить свой транспорт.

Последние семь лет работал сторожем в санэпидстанции, оттуда и проводили на пенсию в октябре 2003 года. С тех пор не работаю».

Наталия МАКАРОВА.