28 марта 2024
Муниципальное автономное учреждение «Редакция газета Победа»
RSS

Главные новости

Профессия учителя – состояние души

Мы все родом из школы, сколько сегодня нам ни было бы лет. И стоит зайти в неё, обязательно встретишь людей, которые приветливо поговорят, от которых ничего не спрячешь и не утаишь. Это учителя. Сегодня своими размышлениями об особенностях этой профессии делится с высоты сорокалетнего педагогического опыта учитель физкультуры Кумылженской школы №2 Татьяна Аркадьевна Самоходкина.

– Татьяна Аркадьевна, как получилось, что Вы выбрали именно эту профессию и много лет посвятили ей?
– Немалую роль в выборе сыграла мой учитель физкультуры Надежда Ефимовна Воеводова. Этот педагог поразил своей увлечённостью делом, умением организовать интересные уроки, внеклассные мероприятия, секции. Со временем все сомнения по поводу выбора профессии у меня отпали.
Для меня это не просто профессия или работа, это призвание, состояние души, образ жизни. Сказать, что работа – это каждодневный праздник, трудно. Порой бывает очень нелегко. Иногда просто опускаются руки, но каждый раз, анализируя ситуацию, ищешь пути её решения и движешься вперёд с новыми силами.
Мой выбор профессии был сознательным. Я учу детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям. Стараюсь формировать у воспитанников такие черты характера, которые помогут им стать личностью и достойными гражданами своей страны.
– Как учитель, как Вы считаете, какие они – «хорошие дети»?
– Благодарю одного человека за мысль о том, что ребёнок не может быть плохим, плохими могут быть его поступки. Считаю эти слова, безусловно, правильными и точными. И в плане детей, лично для меня, слово «хороший» связано только со здоровьем, не знаю почему, но так. Говорю: «Хороший такой, румяный, крепенький». Мне важно, чтобы дети были не в поведении хороши, а в ощущении себя в жизни. Эмоционально здоровы! Чтобы не боялись жить и проявлять эмоции. А всему остальному надо просто учить. Или не учить… ориентировать и нацеливать. И «хорошесть» может быть лишь показателем того, насколько налажен контакт между родителем и чадом. Человек может сделать себя хорошим в будущем. Когда придёт умение анализировать.
– Татьяна Аркадьевна, мы знаем Вас как авторитетного учителя, наставника молодёжи. Это большой труд и ответственность. Что считаете своими достижениями в педагогической деятельности?
– Ну, это, я считаю, громко сказано. К достижениям я не стремилась, всё шло само. Учила детей и училась сама каждый день. Основная задача – подготовка молодого человека к самостоятельной жизни. При этом он должен обладать качествами, помогающими ему не только найти работу в современных условиях, но и быть успешным вследствие достижения намеченных образовательных целей, реализации духовных ценностей и профессиональных приоритетов и быть здоровым.
Придя в школу, искала новые формы проведения урочной и внеурочной деятельности, что могло заинтересовать детей. Так возникла идея разработать программу по технике пешеходного туризма для 5–6 классов, а в планировании выделить часы по разделу кроссовой подготовки и добавить элементы туризма. Нетрадиционные формы обучения лишь дополняют традиционные, но являются очень эффективными.  
Для повышения эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий для организации внеклассной и спортивно-массовой работы стала интересной идея создания школьного спортивного клуба.
Долгое время я была руководителем методического объединения учителей физической культуры района, вместе с инспектором Л.В. Прониной, которая курировала спорт в отделе по образованию, возродили традицию проводить спортивные соревнования среди работников образовательных учреждений – людей, для которых здоровый образ жизни и занятия физической культурой – неотъемлемые составляющие жизни.
Профессия педагога даёт возможность постоянно развиваться и духовно, и умственно, и творчески. Каждый новый день работы с детьми не похож на предыдущий, он непременно приносит новые открытия. И в силах педагога сделать так, чтобы его подопечным хотелось совершать эти удивительные открытия вместе с ним, чтобы детская душа стремилась к новым знаниям, а интерес в глазах ребенка не угасал.
Самое важное достижение в работе с детьми – это когда дети тебя любят и радуются встрече с тобой. Даже спустя несколько лет мои выпускники при встрече по-прежнему здороваются и улыбаются мне. Вспоминаются интересные моменты школьной жизни. Вот это я считаю самым высоким достижением в работе.
– Существует ли понятие «педагогическая позиция», и если да, то какова она у Вас?
– Безусловно, существует. Важную роль в профессиональной деятельности играет профессиональная позиция, которая определяет личностное отношение к той деятельности, которой занимается человек, к себе самому в этой деятельности. Моя профессиональная позиция – это уважительное отношение к каждому ребёнку, так как каждый ребёнок – это личность, индивидуальность.
– Что Вы пожелаете молодым людям, выбравшим профессию учителя и пришедшим сегодня в школу?
– Не стесняйтесь чаще приставать к наставникам и посещать их уроки. Будьте уверены и последовательны. Не бойтесь трудностей, неудач, ошибок и падений, ибо благодаря трудностям мы становимся сильнее, благодаря ошибкам можем отыскать истину, а благодаря неудачам и падениям стать выносливее. Постарайтесь разглядеть в каждом ребёнке его индивидуальные особенности, его маленькое солнышко, и у вас всё получится. Ну и, конечно, задорных, любознательных учеников и родителей-помощников. Удачи! Творчества! Работайте с удовольствием! Терпения! Любите детей такими, какие они есть. Верьте в своих учеников, ведь в каждом есть искра таланта. Не разочаровывайтесь в выбранном пути. И помните: дорогу осилит идущий.
Беседовала
Т.В. МАЧАДО ТАМАЙО, учитель русского языка и литературы МКОУ Кумылженская СШ №2.