Моя педагогическая философия

Инна Николаевна
СОЗИНОВА,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Кумылженская СШ №1
им. Знаменского А.Д.:

Пусть невозможного
           в стремительной погоне
Достичь ты хочешь, человек,
Не бойся, что замедлят бег
Дерзанья золотые кони!

Доброе утро! Новый день, здравствуй! Что уготовил ты мне? Радость от встречи с моими друзьями, коллегами, учениками? Радость от находок и творческих открытий? Неспешно и с удовольствием иду знакомой дорогой. Мимо в разных направлениях торопятся люди, уже состоявшиеся, знающие, как и зачем они живут. А вот меня обогнала стайка о чём-то весело переговаривающихся ребят, спешащих на уроки в ту самую школу, куда иду и я… Да, я тоже иду в школу. Я иду к детям! Вот уже 27-й год я с ними – и все эти годы разные.
Я разная, дети разные, жизнь разная. Постоянна только роль педагога. У него особая миссия на Земле. Он воспитатель и учитель, артист и сценарист, врач детских душ, мама. Ему должно хватить сил быть сразу всем. Просто надо любить то, что ты делаешь, и тех, для кого ты делаешь. Порой очень сложно понять человечка, найти путь к его сердцу. А нужно всего лишь протянуть руку, распахнуть душу, быть искренней с ним, быть рядом и в беде, и в радости, всегда идя навстречу, а ещё никогда не бояться оставаться ребёнком, прыгать вместе с ним от радости и восклицать от удивления (вспомните «Маленького принца»).
Замечательная у меня работа! Дети приходят ко мне в ожидании чуда. Они растут, и каждый день для них – приключение, путешествие, познание. Они в моих руках. Это мне предстоит научить их всем премудростям наук и пройти шаг за шагом по тернистому пути становления личности. Это я их проводник во взрослый мир, и самые волнительные минуты их побед и разочарований предстоит увидеть тоже мне. Буду стараться, как настоящий волшебник, создавать в нашем царстве атмосферу радости познания. Природа щедро наделяет каждого творческим потенциалом. Как говорил Н. Рерих: «Творчество – это природный смысл жизни». Задача учителя – рассмотреть всё ценное в детях и заставить их самих поверить в себя. Мир так устроен: развитие происходит в движении к цели, во время преодоления трудностей и принятия правильных решений. Все разные: кто-то думает сам, кто-то списывает и подсматривает (тоже умение), кто-то крутит головой из стороны в сторону – никто не хочет быть неудачником. Я должна помочь им стать успешными. Успех учит хотеть стремиться к чему-либо, формирует позитивное отношение к любому делу. Главное — правильно ответить на вопросы: почему? и зачем?
Как трудно детям порой дать полный, логически выстроенный ответ на вопрос. Кто же приходит на помощь? Несомненно, словесник, учитель русского языка и литературы. Великая сила слова творит чудеса! Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы, учителя, убеждённые в правоте и красоте своих взглядов, и должны умело прикасаться к сердцам наших воспитанников. Кому же, как не учителю литературы, найти прямой путь к душе ребёнка? Литература – это искусство слова. Она богаче, многообразнее любого другого предмета. Это и «кухня», где всегда тепло и уютно, и «комната», в которой каждый найдёт своё место, и «дворец», куда торжественно идёшь сам и ведёшь за собой, и «храм»… Именно урок литературы остаётся в памяти как урок откровения, как душевный разговор, помогает ученику разобраться в себе. Урок литературы – сотворчество двух моралистов: писателя и учителя, это нерасторжимый союз страниц и сердец. Каждая судьба находит здесь свой отклик. Урок литературы – это театр одного актёра. А владеть актёрским мастерством учителю нужно в совершенстве. Выразительность речи и тембр, интонация и сила голоса, жесты и пластика, взгляд и импровизация – всё имеет значение, поддерживает интерес к уроку от первой минуты до финала. Если урок – общение, а не просто работа; искусство, а не только учебное занятие; жизнь, а не часы в расписании. Если тебя и себя слушают как одного, которому можно во всём довериться, не это ли предел желаемого учителя?
По-особому ощущает себя учитель, у которого есть «своя школа». Сознавая себя именно в таком качестве, находишь и ресурсы, чтобы соответствовать этому качеству, а точнее, себе, масштабам собственного творчества. Всё дело в масштабе, от него – и возможности. Ф. Достоевский говорил: «Надо молитвенно желать быть лучше!». Интересно учителю – всем интересно. А за себя, интересную, нужно бороться! Не бояться рисковать, меняться, учиться жизни, пробовать, дерзать, творить! Жить не только ради детей, но и вместе с ними. Учить слушать и слышать, смотреть и видеть, думать и высказывать, а главное, чувствовать. Воспитывать жизнелюбивых, честных, культурных, активных людей. Добро нести, добру учить, добиться цели через трудности, любовью истине служить — я называю это мудростью. Я называю это своей педагогической философией. Мне очень хочется, чтобы вновь и вновь, идя на работу в школу, среди спешащих мне навстречу или обгоняющих меня состоявшихся, знающих, как и зачем они живут, людей, были мои ученики.
Кто вздумал отдохнуть,
пройдя лишь полдороги,
Ему ли одолеть подъём?
Жить – значит жечь себя
                                        огнём
Борьбы, исканий и тревоги.

Адрес редакции и издательства:

403402, ст. Кумылженская, Кумылженский район,
Волгоградская область, ул. Мира, 25.

Главный редактор Виктория Георгиевна ПавловаТелефон: 8 (84462) 6-11-53.

Телефон отдела рекламы: 8 (8462) 6-13-92. E-mail: pobeda-kum@yandex.ru

 

Победа.ру

Учредители — Муниципальное автономное учреждение «Редакция газеты «Победа» Кумылженского муниципального района Волгоградской области.

Главный редактор Виктория Георгиевна Павлова. Телефон: 8 (84462) 6-11-53. Телефон отдела рекламы: 8 (8462) 6-13-92. E-mail: pobeda-kum@yandex.ru

Адрес редакции: 403402, ст. Кумылженская, Кумылженский район, Волгоградская область, ул. Мира, 25.. Все права защищены © 2016 МАУ «Редакция газеты «Победа» ст. Кумылженская.

 

Мнение авторов публикаций не всегда отражает точку зрения редакции. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов. Редакция в переписку с авторами не вступает, рукописи не возвращает. За информацию, содержащуюся в объявлениях и рекламе, редакция ответственности не несет.

Сетевое издание «Победа.ру» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 22 августа 2016 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-66877