20 апреля 2024
Муниципальное автономное учреждение «Редакция газета Победа»
RSS

Главные новости

Реставрацию всемирно известной скульптуры на Мамаевом кургане завершат к 75-летию Победы

Туристы в эти дни на Мамаевом кургане спешат запечатлеть на фото и видео уникальную картину – полностью закрытый строительными лесами главный монумент.

Реставрацию всемирно известной скульптуры на Мамаевом кургане завершат к 75-летию Победы

Как в пирамиде

У главного монумента памятника-ансамбля Героям Сталинграда «Родина-мать зовет!» снаружи остался лишь меч, а на лесах вовсю трудятся реставраторы – на все про все у них всего лишь несколько теплых месяцев. В ноябре строительные конструкции начнут разбирать, а к 75-летию Великой Победы  здесь должны завершить все работы.

За тем, как «лечат» Родину-мать,  пристально наблюдают эксперты – научное руководство и реставрационный надзор осуществляет группа московских и волгоградских специалистов. Один из них – архитектор-реставратор, член Союза архитекторов России и Российской ассоциации реставраторов Сергей Сена.

Все работы изначально были разделены на две части, – рассказывает он. – Первая началась в 2017 году и была скрыта от глаз наблюдателей. В это время были полностью заменены тросы с закрепленными на них тензометрическими датчиками, позволяющими выявлять неравномерность напряжений внутри скульптуры. Кроме того, был выполнен ремонт основных силовых трещин, возникших внутри монумента.

Внутри скульптуры было найдено большое количество своего рода замкнутых камер – их обнаружили телекамеры, которые поместили внутрь Родины-матери с помощью специальных устройств, в этом отношении наш монумент по своему устройству схож с пирамидой Хеопса!

Из этих пустот удалили оставшуюся со времени строительства деревянную опалубку. Часть ее просто сгнила, и это позволило понять, куда именно внутрь скульптуры проникает влага.

Между тем разрушает монумент не только вода – это и мох, и водоросли, и агрессивные вещества, содержащиеся в атмосферном воздухе. Конечно, за время существования Родины-матери на ее поверхности выполнялись отдельные локальные ремонтные работы, которые проводили промышленные альпинисты в конце 90-х годов и в начале двухтысячных. От них остались, в частности, следы заделки повреждений и крепления альпинистского снаряжения.

К слову, цементный раствор, который тогда использовали, явно не соответствовал  изначальному, и это добавляет сложности реставрации.

Скульптура посветлеет

Родину-мать из‑за ее внушительных размеров все мы привыкли наблюдать издалека. Большинству она видится цельной, гармоничной статуей, с некоторым оттенком желтизны.

– И никому давно уже и в голову не приходит, что это не подлинный ее цвет, а тот, который она приобрела со временем под воздействием атмосферных осадков и выбросов промышленных предприятий, – говорит Сергей Сена.

Действительно, если пристально вглядеться в старые фотографии Родины-матери, она будет непривычно светлой. Разгадка в том, что тогда ее поверхность еще не была загрязнена.

Работы по очистке поверхности скульптуры ведутся по технологии «мягкий бластинг». Этот метод не только очистит Родину-мать, но и  позволит обнаружить любые повреждения, возникшие на теле монумента. Только тогда и станет окончательно понятно количество  трещин и ширина  их раскрытия. Каждый тип подобных повреждений имеет собственную технологическую карту восстановления.

В результате Родина-мать вернет себе свой «родной» светло-серый цвет, который поначалу будет всем нам непривычен.

Кстати, именно такой цвет уже приобрели некоторые элементы памятника-ансамбля на Мамаевом кургане – например,  стена со знаменитыми словами Василия Гроссмана «Железный ветер бил им в лицо…».

10 км трещин

Пока ясно, что одних лишь трещин, не говоря уже о сколах и прочих повреждениях, на поверхности Родины-матери в общей сложности свыше 10 км!

С земли большинство из них не разглядеть даже в бинокль.

– Просто многие едва ли толще миллиметра, – объясняет Сена. – Но и через них влага может попадать внутрь – если их не закрыть, это приведет к коррозии. Поэтому повсюду, где есть такие трещины, реставраторам надо добраться до арматуры и как следует ее обработать, то есть с каждой трещиной им приходится возиться, как врачам при лечении больного.

Сейчас, когда с помощью лесов обеспечен доступ к каждому квадратному сантиметру поверхности статуи, реставраторы разделились на реставраторов-исследователей и тех, кому предстоит такие трещины заделывать.

Маркерами разных цветов помечают начало и конец каждой трещины, сведения о каждой из них вносятся в исполнительную документацию реставрационных работ.

Удивительный факт: самые большие трещины обнаружились ровно в тех местах, где складки и морщины с возрастом появляются у живого человека – на суставах, плечевом поясе, шее.

У монумента в этих точках расположены так называемые шарнирные зоны, так что реставраторы говорят: у скульптуры появились отдельные болезни, которыми страдают многие живые люди,  но помноженные на масштаб, в котором выполнен монумент.

Особый проект

В работах участвуют люди из разных городов. Волгоградец Роман Корябкин во время небольшого перерыва располагается на самом дальнем пальце монумента, на той руке, что зовет, и смотрит на самый впечатляющий вид нашего города.  Роман – монтажник, но не каждому достается работа на таком объекте. Это большая ответственность и уникальный опыт, говорит он.

Владислав Евстропов тоже из Волгограда, он – разнорабочий, выполняет штробление, сверление, счистку нарушений покрытия. Уже почти весь монумент закрыт разметкой, нанесенной после дефектовки и анализа поверхности. Именно по ней Владислав ориентируется в работе.

А непосредственно дефектовкой занимается реставратор из Пскова. Алина Садовникова работает очень осторожно, внимательно. Пристегнутая ремнями к специальному контуру безопасности, находясь прямо на развевающемся плаще статуи, девушка простукивает специальным молоточком поверхность, вслушиваясь.

Реставратор ищет скрытые полости и отмечает маркером множественные трещины и те зоны, которые остро нуждаются в кропотливом ремонте.

Алина участвовала во многих проектах восстановления храмов, иконописи и говорит: это большая честь внести свой вклад в такую священную миссию, как сохранение памятников культурно-исторического наследия.

Забытые тайны

В ходе рестраврации находят и давно забытые элементы. К примеру, две гранитные таблички на постаменте.

На них указаны имена людей и названия организаций, которые участвовали в проектировании и возведении монумента, – объясняет Сергей Сена. – Около 20 лет назад они были закрыты облицовочными плитами. Почему – этого сейчас никто не помнит.

А еще реставрация предусматривает восстановление геометрии холма, на котором установлена скульптура. По мнению экспертов, там есть проблемы, требующие внесения корректив в проект – в частности, это относится к дренажу, водоотведению от подножия монумента.

– Работы идут в две смены, темп очень высокий, – говорит Сергей Сена. – Примерно половину времени реставрации заняли установка и сборка лесов, снимать их будут в ноябре. А полностью реставрацию, включая обустройство прилегающей зоны, завершат к 9 мая 2020 года.

Александр Литвинов, Кирилл Брага. Фото ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага, Сергей Каширский.

https://vpravda.ru/obshchestvo/restavraciyu-vsemirno-izvestnoy-skulptury-na-mamaevom-kurgane-zavershat-k-75-letiyu-pobedy-76323/