Дон православный

В настоящее время есть твёрдое намерение построить в станице Кумылженской храм Святой Троицы, разрушенный в 1937–38 годах. В нашей духовной жизни совершён переворот души.
Сегодня никто не противопоставляет церковь культуре. Ведь культура зародилась в недрах религии. Все исторические события России фиксировались в монастырях. Собственно, так же было и у нас на Дону. С религией была связана вся жизнь казака. Церковь играла большую роль.

В песне «Конь боевой с походным вьюком» описан ритуал казака, уходящего на службу. В церкви непременно отслуживался молебен. У родной станичной церкви проходило прощание новобранца с родными. Затем «закурганная и стременная чарка».
В церкви также совершались обряды, связанные с важными событиями в жизни человека – рождением, смертью, бракосочетанием, и России – победами и поражениями. Брак, например, невозможно было расторгнуть без разрешения церкви.
Православная церковь была центром образования, в станицах и хуторах действовали приходские школы. В них изучались Закон божий, чтение, письмо, арифметика. Церковь являлась центром общения для казаков и, несомненно, оказывала влияние на моральный климат прихожан.
Изначально донцы не отличались чрезмерной религиозностью, не жаловали попов (беглых), время от времени появляющихся в казачьих городках. Впрочем, на заре зарождения казачества и храмов-то на Дону не было. Но постепенно казачьи городки увеличивались, число их жителей росло. Городки стали называться станицами, появились священники, преимущественно из местных казаков, назначенные казачьим Кругом.
Немало труда стоило Воронежскому митрополиту, которому вначале подчинялось донское духовенство, заменить казачьих попов специально подготовленными духовниками. В станицах стали появляться храмовые сооружения – часовни, церкви. Среди старейших, появившихся в XVII веке, в наших краях были городки Камлыженский (позже Кумылженский), Зотовский, Федосеевский, Букановский – по Хопру, Скуришенский на реке Медведице. В то время в Кумылженком городке насчитывалось 110 куреней, в Букановском — до сотни, в Федосеевском – пять, в Скуришенском до десятка куреней.
В XVII веке построили деревянную церковь во имя святого Николая Чудотворца на втором месте Кумылженского городка. Надо сказать, что у православных издавна бытовала традиция посвящать молитвенные здания Богу и наиболее почитаемым святым. К середине XVIII века Николаевская церковь обветшала, стала маловместительна. В 1754 году её разобрали и с добавлением нового леса снова поставили. Затем по случаю перемещения станицы на сегодняшнее место перенесли и церковь. Все почитаемые иконы верующие несли на руках (1764 год).
В 1792 году взамен деревянной церкви (её продали на Нижний Дон) начали сооружать каменную с колокольней и пределом Святого Николая. Предел – это специально отведённое место, где постоянно стояла икона. Церковь освятили в 1807 году. Она была очень красивая и стояла на месте сегодняшнего ДК.
На Дону было очень много церквей во имя Святой Троицы. В основе этого праздника лежит христианский догмат о триединстве Бога в его ипостасях: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Сам праздник обычно совпадал с окончанием весенне-полевых работ и отмечался торжественно. А там, где имелась Свято-Троицкая церковь, этот день являлся престольным праздником. У нашей церкви было два престольных праздника – это день освящения церкви и 19 декабря во имя Святого Николая. В ст. Скуришенской в 1704 году была построена церковь из дубового леса и освящена в честь Рождества Христова. Несколько позже появилась Покровская церковь в ст. Букановской. В 1773 году вместо неё поставили такую же, но с колокольней, она простояла 36 лет. В 1819 г. состоялась закладка каменной Покровской церкви с двумя пределами. Освятили её в 1824 году.
В ст. Слащёвской до 1764 г. существовала ветхая, давней постройки Знаменская церковь. В 1769 году взамен построили другую, но в 1788 г. она сгорела. В следующем году заложили Знаменскую церковь с колокольней и пределом Святого Николая Чудотворца, освятили её в 1796 году. В станице была ещё одна, кладбищенская церковь, построенная в 1876 году.
В ст. Федосеевской вместо обветшалой деревянной церкви в 1777 г. заложили каменную, с колокольней в честь Казанской Божией Матери с двумя пределами. На этом месте казаки несколько лет назад поставили поклонный крест.
В х. Ежове ст. Слащёвской с 1876 года действовала Рождество-Богородицкая церковь. Жители х. Попова построили церковь в честь Вознесения Господня.
С 1829 г. была утверждена самостоятельная Донская Епархия (объединение церквей по территориям). Многие православные храмы являлись не только народными святынями, но и замечательными произведениями искусства русского зодчества.
Г. СЕМЕНЦЕВ.
Источники: А.П. Пронштейн «Земля Донская в XVIII веке». Изд. РГУ 1961 г.; А. Кирилов «Часовни, церкви и монастыри на Дону» – сборник донского статкомитета, 1906–1908 гг.

Адрес редакции и издательства:

403402, ст. Кумылженская, Кумылженский район,
Волгоградская область, ул. Мира, 25.

Главный редактор Виктория Георгиевна ПавловаТелефон: 8 (84462) 6-11-53.

Телефон отдела рекламы: 8 (8462) 6-13-92. E-mail: pobeda-kum@yandex.ru

 

Победа.ру

Учредители — Муниципальное автономное учреждение «Редакция газеты «Победа» Кумылженского муниципального района Волгоградской области.

Главный редактор Виктория Георгиевна Павлова. Телефон: 8 (84462) 6-11-53. Телефон отдела рекламы: 8 (8462) 6-13-92. E-mail: pobeda-kum@yandex.ru

Адрес редакции: 403402, ст. Кумылженская, Кумылженский район, Волгоградская область, ул. Мира, 25.. Все права защищены © 2016 МАУ «Редакция газеты «Победа» ст. Кумылженская.

 

Мнение авторов публикаций не всегда отражает точку зрения редакции. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов. Редакция в переписку с авторами не вступает, рукописи не возвращает. За информацию, содержащуюся в объявлениях и рекламе, редакция ответственности не несет.

Сетевое издание «Победа.ру» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 22 августа 2016 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-66877