Почему «баба»? Потому что «дед»

Археология – одна из важнейших наук в мире, изучающая прошлое человечества. Благодаря исследованиям учёных-археологов мы узнаём о быте и культуре древних народов на основе сохранившихся памятников старины. Одним из таких древних памятников являются каменные бабы. Первый экспозиционный зал Кумылженского музея посвящён археологическим и палеонтологическим находкам на территории района. Основное место в данной экспозиции занимает небольшая скульптура, высеченная из красного камня.
Каменные бабы – это каменные изваяния высотой от 1 до 4 метров, изображающие мужчин-воинов, вождей, женщин. Они ставились на курганах древними народами. Найдены в степной полосе России, в Южной Сибири, на востоке Украины, в Германии, Средней Азии и Монголии. Слово «баба» происходит от тюркского «балбал», что означает «пращур», «дед-отец».

«Человек камен», «девка камена», «каменные бабы», «балбалы», «мамаи», «болваны», «тмутараканский болван», «маяки»... О молчаливых каменных истуканах пишут разное, среди историков кипят споры: то они являлись частью поминальных-погребальных святилищ, надмогильными камнями, то обозначением конечных точек маршрутов караулов, то изображениями побеждённых или убитых врагов, то ориентирами на пути, то статуями, обращёнными лицами на восток и держащими в руке чашу, то оберегами, то степными стражами, то объектами культа, обладающими магической силой, то символами непобедимости и бессмертия воинов, то местами языческих святилищ. Круче всех о предназначении изваяний, как обычно, высказывается «всезнайка» Википедия, приводя мнение известных археологов Л.Р. Кызласова и Г.А. Федоров-Давыдова: с чашей изображали умершего предка для его участия в культовом пире... И сознание пребывает в недоумении, представляя какую-то дикую загробную катавасию.
Отбрасывая неординарные идеи, можно поразмышлять об отношении к ним на протяжении последующих десяти веков. Известно, что каждое новое поколение жителей южных степей разрушало истуканов своих предшественников, исключением почему-то являются половецкие степные бабы. После киммерийцев, скифов и половцев хозяевами степи стали казаки, однако ни в одном историческом источнике мы не встретим негативного отношения русских воинов и казаков к каменным бабам. Очевидно, что запорожцы постоянно бывали за пределами Сечи, в Диком Поле, ходили на промысел, заготовку и разведку, строили сторожевые башни, но баб не разрушали. Закономерный вопрос: почему? Возможно, каменные бабы не являлись для казаков чужеземной традицией и идолами врагов, потому что несли в себе заряд положительной энергии, скульптуры носили жизнеутверждающий характер. Изваяния должны были приносить удачу, благосостояние, плодородие. Перед изваяниями были каменные алтари, где приносились жертвы. Кочевники верили в бессмертие души, и в основе их погребального культа лежала идея реинкарнации. Поэтому каменные статуи были вместилищем душ предков.
Историк Г. Федоров-Давыдов пишет: «Древние каменные изваяния есть почти во всех краеведческих музеях нашего юга: в Ростове и Новочеркасске, Азове и Краснодаре, Ставрополе и городах Крыма. Их много. Сотни каменных статуй… Они не менее таинственны и не менее монументальны, чем загадочные идолы острова Пасхи… Стояли эти каменные идолы сначала на курганах и сопках, потом были перевезены на крестьянские межи и в помещичьи имения, а затем помещены в музеи или поставлены на потеху… в провинциальных городских садах».
Каменная баба, которая находится в экспозиции Кумылженского музея, была найдена в х. Белогорском при распашке поля (рядом обнаружены два синхронно стоящих кургана). Трактористы перенесли не заинтересовавший их камень в лесоразделительную полосу, чтобы не мешал работать. Там, рядом с дорогой, пролежала каменная баба несколько лет, пока не нашёл её в августе 2008 года Сергей Тарасович Недилько. Живёт он в х. Белогорском, работает водителем на нефтеперекачивающей станции. Жена его давно просила сделать каменную клумбу, вот он и занялся поиском камней. Увидел в поле камень, удивился, как он мог сюда попасть, решил, что это удача, камень-то красивый – необычного для этих мест красного цвета. Решил домой забрать, а когда перевернул его, увидел, что на стороне, которая обращена к земле, есть какие-то изображения – ромб, полосы, зигзаги. Привёз Сергей Тарасович домой этот чудо-камень, не стал его разбивать. А слух о находке пошёл по хутору. Приезжали к Сергею Тарасовичу и покупатели богатые с соседних областей, но не продал он его, целый год хранил у себя во дворе. А потом передал в музей, потому что такие ценные находки должны храниться только в государственных учреждениях.
Вот какое описание этой находки дали археологи области: антропоморфное каменное изваяние, изображающее воина – верхняя часть (нижняя не найдена), лицо разрушено. Следы ручной обработки: схематичное изображение головы и туловища человека, на туловище выбит орнамент зигзагообразной формы, на поясе чётко обозначена ромбовидная бляха, вниз до скола также идёт линия, видимо, начало изображения какого-то оружия (меч, лук, колчан, крюк?). Левое плечо сколото. Является памятником сакрального искусства половцев (кипчаков) 12 века, символизирует культ предков, носил функцию родового оберега.
Человеку всегда, с древнейших времён было свойственно делать человеческие изображения и статуи для различных целей. Каменные скульптуры являются уникальными произведениями искусства. Предположим, что каменные бабы устанавливались в честь почитаемых богов, вождей, любимых, родных. Все свои чувства, свою положительную энергию люди направляли на эти каменные изваяния. По закону сохранения энергии эта положительная энергетика должна остаться в них. Имлу Хаген, писатель, автор блога, посвящённого биоэнергетике, психологии, язычеству, мифологии, подчёркивает: «О целебных свойствах камней писали многие учёные древности, Средневековья и нашего времени. Но больше известны целебные свойства драгоценных камней. И очень мало сведений о целебных свойствах обычных камней – граните, шпате и т.д. А они, по мнению учёных, тоже очень полезны. Камни, получив положительный заряд, сохраняют его и впоследствии отдают». Поэтому будем верить, что помимо своего исторического значения наша каменная баба необходима для поддержания энергетического баланса в природе.

По информации Кумылженского историко-краеведческого музея

Адрес редакции и издательства:

403402, ст. Кумылженская, Кумылженский район,
Волгоградская область, ул. Мира, 25.

Главный редактор Виктория Георгиевна ПавловаТелефон: 8 (84462) 6-11-53.

Телефон отдела рекламы: 8 (84462) 6-13-92. E-mail: pobeda-kum@yandex.ru

 

Победа.ру

Учредители — Муниципальное автономное учреждение «Редакция газеты «Победа» Кумылженского муниципального района Волгоградской области.

Главный редактор Виктория Георгиевна Павлова. Телефон: 8 (84462) 6-11-53. Телефон отдела рекламы: 8 (84462) 6-13-92. E-mail: pobeda-kum@yandex.ru

Адрес редакции: 403402, ст. Кумылженская, Кумылженский район, Волгоградская область, ул. Мира, 25.. Все права защищены © 2016 Сетевое издание "Победа.ру"

 

Мнение авторов публикаций не всегда отражает точку зрения редакции. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов. Редакция в переписку с авторами не вступает, рукописи не возвращает. За информацию, содержащуюся в объявлениях и рекламе, редакция ответственности не несет.

Сетевое издание «Победа.ру» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 22 августа 2016 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-66877