29 марта 2024
Муниципальное автономное учреждение «Редакция газета Победа»
RSS

Главные новости

Болонская система образования в России: плюсы и минусы выхода в 2022 году

Фото: Александр Куликов

В 2003 году Россия официально приняла Болонскую систему образования. Дальновидные представители вузов предлагали своим студентам получить дипломы бакалавра до квалификации специалиста ещё раньше – в 1998-м, но при этом поясняли, что разница между старым и новым, по сути, никакой, только вот без «корочки» магистра в аспирантуру не поступить. Прошло почти 20 лет – вузы страны исключили из «болонского» списка. Союз ректоров выступил за развитие национальной системы образования, основанной на советском опыте и специалитете. Попробуем разобраться в плюсах и минусах выхода России в 2022 году из болонской системы обучения.

1. Болонская система высшего образования, за исключением некоторых профессий, например, медиков, определяет ступени обучения – бакалавриат (четыре года) и магистратуру, где обучаются ещё два года на той же или близкой специальности. Но сюда попадают не все: число мест ограничено. Рвутся в неё, как правило, молодые люди, стремясь на короткий срок получить отсрочку от армии. При пятилетнем обучении, хоть и на год, но обучение продлевает беззаботную жизнь представителям обоих полов. А если обстоятельства вынуждают задуматься о хлебе насущном раньше, то увеличение срока будет невыгодно. Тем более, что большинство магистрантов, не желающих в свои 22 года сидеть на шее родителей, пытаются совмещать работу с учёбой.

2. Главным минусом болонской системы обучения в России почему-то называют отсутствие практики. Но её акценты – получение профессиональных навыков. У нас же одни жалуются, что в четырёхлетку впихнуть три-четыре месяца, которые были у советского специалитета, непросто. Другие до последнего рапортуют о связке «высшей школы» с производственными предприятиями в деле воспитания будущих кадров. Или слово расходится с делом?

3. Болонская система – кредитные баллы. Но российские педагоги, готовящие как специалистов, так и бакалавров, в зачётки ставят и цифру «76», как в Европе, и «хорошо», так знакомое со времён СССР.

4. Бакалавр имеет право изучать те предметы, которые ему действительно интересны, а не убивать время над трудами Сократа, потому что надо сдавать философию на втором курсе. Но не российский, у которого болонский принцип не действует: что воля, что неволя – сиди перед экзаменатором и вспоминай, что сказал этот или другой древний грек в бог знает каком тысячелетии до Рождества Христова. Иными словами, принцип выбора не работает.

5. Не применяется у нас возможность учиться по одной специальности четыре года, а затем два года в магистратуре по другой: говорят, что полученных знаний не хватает. Значит ли это, что через пару лет станешь докой? Не тут-то было! В Европе магистр – почти кандидат наук, а российский кандидат – чуть ли не доктор. Только в России – это два разных статуса, ибо есть ещё и третий – как раз доктор наук.

Получается, что Болонская система образования толком в России и не работает. Так чего же мы лишаемся, если после выхода из неё в 2022 году перейдём на пятилетку? Кого эксперты назовут потерянным поколением? Те, что получали дипломы бакалавра, или те, на ком будут ещё 20 лет отрабатывать «новую», а по сути, хорошо замаскированную старую систему высшего образования?

– Не секрет, что выход России из «болонки», – долгожданное, в первую очередь, событие для тех, кому небезразлично будущее нашей страны. Чем обусловлен отказ России от Болонской системы, озвученный буквально накануне исключения наших вузов из Болонского образовательного процесса? С момента принятия Болонской системы всегда были голоса против, так как она выгодна только с точки зрения рынка. Во-вторых, её внедряли сознательно – для разрушения нашей системы образования, которая нуждалась только в реформировании. Я бы, конечно, предпочёл, чтобы у нас произошёл самостоятельный отказ от Болонской системы, а не отключение нас извне, но здесь совпали оба процесса: и внутри созрели предпосылки, и извне сыграла роль специальная военная операция на Украине, – считает кандидат исторических наук, директор Центра русских исследований Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета Академик Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия), член Союза писателей России Андрей Фурсов.

Эксперт, много раз высказывавшийся против процедуры ЕГЭ, у которой тоже есть как плюсы, так и минусы, упомянул вопросы рынка, но не уточнил какого. Дело в том, что в российские вузы после введения Болонской системы обучения поступали иностранные студенты, мечтавшие найти работу по специальности не только в своей стране, но и на родине. Многие граждане других государств получали возможность пройти языковую стажировку и вернуться домой с зачтённым курсом обучения в альма-матер. А это уже финансовое подспорье как самому отечественному учебному заведению, так и копеечка в федеральную казну или региональный бюджет. Теперь подобный рынок услуг, если ещё не испытал депрессию, то скоро её почувствует.

Что до наших студентов, мечтавших развиваться не там, где родился, то и им придётся с большим рвением доказывать превосходство отечественного образования над болонским. Европейская система и раньше с большой неохотой признавала российские дипломы (даже нострификация не давала права работы некоторым нашим специалистам за рубежом без многолетней местной подготовки). Сейчас желающим получить дополнительные компетенции за границей, возможно, придётся начинать с нуля, теряя годы жизни.

https://riac34.ru/news/145574/