25 апреля 2024
Муниципальное автономное учреждение «Редакция газета Победа»
RSS

Главные новости

Подвиг забытых героев

В первых числах января наша газета опубликовала заметку, «Пусть не будет могил безымянных», в которой мы просили вашей помощи в установлении истины по безымянному захоронению времен ВОВ на гражданском кладбище х. Сарычи. Честно признаться, мы не ожидали, что кто-то откликнется. Однако в первый же послепраздничный рабочий день посыпались звонки. К сожалению, живых свидетелей тех событий почти не осталось, звонили их дети и внуки, делились рассказами своих бабушек, подсказывали фамилии тех, кто еще может обладать какой-либо информацией. Спасибо Л.Д. Ящерицыной, Т.Ф. Ильичевой, М.С. Потаповой, Л.В. и С.Т. Матвеевым, Ф.П. Мачееву, учителям Красноармейской школы и другим землякам, кто не остался равнодушным и отозвался.
Мы же, выполняя свое обещание, расскажем вам сегодня о подвиге тех героев, кто, возможно, лежат в безымянной сарычевской могиле.

Осенью 1942 года советское командование вело большую работу по подготовке к контрнаступлению под Сталинградом. Оно началось 19 ноября 1942 года. На втором его этапе, в декабре 1942 года, жестокие сражения проходили совсем недалеко от нас, на территории Ростовской области, конкретно, Боковского района. В директиве от 13 декабря 1942 г. перед командованием Юго-Западным фронтом Ставка ставит задачу: «Главный удар направить не на юг, а на юго-восток, в сторону Нижний Астахов с выходом на Морозовск, чтобы взять в клещи боковско-морозовскую группу противника, пройтись по ее тылам и ликвидировать одновременным ударом с востока силами 5-й танковой и 3-й гвардейской армий, а с северо-запада силами 1-й гвардейской армии». Эти жестокие кровопролитные сражения вошли в историю Великой Отечественной войны.
Ежедневные сводки с фронта, публиковавшиеся в газете «Красная звезда», свидетельствуют об успешном наступлении советских войск на среднем Дону. «Всего за пять дней наши войска продвинулись на 75-120 км. Было освобождено более 100 населенных пунктов… 20 декабря на полях боя противник оставил свыше 8000 трупов». В этих сводках находится информация об освобождении населенных пунктов Боковского района, которые в ходе боевых действий неоднократно переходили из рук в руки и были практически стерты с лица земли.
В период подготовки контрнаступления на юго-западном фронте создается 17-ая воздушная армия, служить в которой мечтали многие. Ею командовал 45-летний генерал-майор С. Красовский, бывший унтер царской армии, позже доброволец Красной армии, прошедший и освоивший все ступени летного дела еще в годы Гражданской войны. Младшему лейтенанту Алексееву Б.П., можно сказать, посчастливилось, 28 октября 1942 года он был зачислен в ее состав. Поначалу он «доводил до ума» курсантов летных училищ. Постоянное прибытие новых самолетов и молодого пополнения свидетельствовали о том, что приближаются решающие бои.
Алексеев Борис Павлович родился 06.06.1913 г. в Перми, впоследствии семья переехала в Ульяновск. Окончил неполную среднюю школу и один курс строительного техникума, работал шофером. В 1938 г. был призван в ряды Вооруженных Сил, где окончил Ульяновскую объединенную школу пилотов и автомехаников ОСОАВИАХИМ. В учебе Борис был настойчивым. В газете «Взлет» его фамилия упоминалась в числе лучших курсантов и самых активных комсомольцев. По окончании учебы Бориса Алексеева оставили в учебном заведении в качестве инструктора-наставника. Весной 1941 года Борис вместе с курсантами перебрался за город на летное поле. Жили в палатках, осваивали новые боевые машины.
22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, как и большая часть преподавателей летного дела он подал начальнику школы В.Г. Урусу рапорт о переводе в действующую армию. Но Урус заявил, что сейчас его долг — оставаться здесь и готовить квалифицированные кадры для пополнения военно-воздушных сил. Борис рвался на фронт, но его время отправиться туда пока не пришло… Его ждала битва за Сталинград!
В ноябре 1942 г. с целью усиления боевого состава в авиационных полках вводились новые штаты. Звено из трех самолетов заменили звеном из двух пар, что позволило улучшить условия маневра в воздухе. Кабина штурмовика ИЛ-2 была модернизирована. В то время это был одноместный самолет, обладающий замечательными маневренными качествами и лобовым огнем необычайной силы, но вот сзади боевая машина оказалась совершенно беззащитна. В результате модернизации верхняя часть фюзеляжа была удалена, на ее место установили крупнокалиберный пулемет. Теперь сзади летчика, спина к спине, сидел стрелок, и огневая мощь самолета, конечно же, значительно возросла.
В это время в соответствии со справками о боевом составе 17 ВА от 11 и 13 декабря 1942 га. 808 штурмовой авиационный полк передислоцировался из хи. Княженского Михайловского района в х. Глушица Нехаевского района (в документах допущена ошибка, Кумылженского р-на) Сталинградской области. В эскадрильи младшего лейтенанта Алексеева, находящегося в должности заместителя командира эскадрильи 808 авиационно-штурмового полка 267 штурмовой авиадивизии 17 воздушной армии, сформировалась боевая четверка, совершавшая отважные вылеты. Ведущий — младший лейтенант Алексеев Борис Павлович, его стрелок — Нелюдимов Иван Никитович, ведомые — старший сержант Вычугжанин Петр Степанович и стрелок старший сержант Киселев Алексей Иванович, сержант Абдиров Нуркен Абдирович и стрелок младший сержант Комиссаров Александр Иванович, сержант Писанко Алексей Дмитриевич и стрелок Щепкин. Боевые подвиги этой четверки описаны в документальной повести Григория Васильевича Якимова «Пике в бессмертие».
Вот некоторые эпизоды работы четверки. На левом берегу реки Чир, в районе Боковская-Каргинская, наземная разведка заметила массовое передвижение вражеской пехоты, автомашин и бронетранспортеров. Командир дивизии приказал произвести разведку этого района, не входя без необходимости в столкновение с наземным и воздушным противником.
Боевая четверка, ведомая младшим лейтенантом Алексеевым, поднялась в воздух и взяла курс на Каргинскую, где располагались части румынской армии. Вместо чистого неба, обещанного метеорологами, летчиков ждала густая низкая облачность и они были застрахованы от прицельного зенитного огня. Когда звено вышло в заданный район, Алексеев отдал команду следовать за ним и ринулся вниз. На высоте около трехсот метров облачность рассеялась, летчикам открылась картина, подтверждающая данные разведки. Станица Каргинская кишела пехотой, танками и автомашинами. С запада несколькими густыми колоннами подходила артиллерия.
Летчики нанесли на карты огневые точки, сфотографировали рвы и проволочные заграждения и взяли курс на Боковскую. Со стороны Миллерово сюда ползли танки, двигалась механизированная пехота. При виде открытой мишени руки летчиков невольно тянулись к гашеткам пулеметов, их подмывало атаковать врага. Видимо Алексеев почувствовал состояние своих людей. В шлемофонах ведомых послышался голос: «Приказ командира полка – не атаковать. Ясно?».
Самолеты легли на обратный курс и уже приближались к линии фронта, когда из облаков неожиданно вынырнул «юнкерс-87» —лапотник, так называли его за неубирающиеся шасси. Для горячего Петра Вычукжанина одного вида фашистского самолета оказалось достаточно. Забыв о приказе, он бросился на врага. Нападение было столь стремительным, что гитлеровец растерялся. Петр все ниже и ниже прижимал его к земле, стреляя из всех пулеметов. Видимо пилот был убит, самолет, не загоревшись, врезался в землю. Это произошло на глазах у тысяч фашистских солдат и офицеров.
А между тем два «мессершмитта» взяли самолет Вычукжанина в жесткие клещи. Всю эту картину видел только Нуркен, так как самолеты Алексеева и Писанко ушли в облака. Нуркен бросил самолет в левый разворот и оказался буквально над головой одного из фашистов. Тот поздно заметил опасность. Грянули пушки, пулеметы, и «мессер», клюнув носом, резко пошел вниз, оставляя за собой густой шлейф дыма. Второй истребитель, видя изменившуюся картину боя, кинулся наутек. Только тут Вычукжанин очнулся. Что он натворил!? Нарушен приказ командира полка, нарушена святая заповедь – он оставил своего ведущего.
Между тем Алексеев и Писанко, обнаружив, что два самолета отсутствуют, развернулись и пошли им навстречу. Вряд ли стоит говорить о том, как «тепло приветствовал» младший лейтенант своего ведомого, когда тот доложил ему причину задержки. А командир полка, поблагодарив летчиков за ценные разведданные, вызвал из строя и сказал, что поступок сержанта Вычукжанина заслуживает суда военного трибунала, но на первый раз он ограничится выговором.
Летчики делали по пять-шесть боевых вылетов в день. Ежедневно проводилась авиационная разведка и бомбардировка противника в Боковском районе. 16 декабря 1942 г. в 9 часов 30 минут войска Юго-Западного фронта перешли в наступление. Авиаторы работали отлично. Пленные фашисты рассказывали: «Огромный урон причинила авиация нашим войскам, в особенности в Боковской, не было из-за нее покоя».
19 декабря 1942 года четверка Алексеева получила задание уничтожить скопление танков, мотомехчастей и артиллерии противника на укрепленном рубеже в районе Боковская-Пономаревка. «ИЛы» поднялись в воздух. Противник, как видно, не ожидал появления советских самолетов, во всяком случае, заметил их лишь когда были пройдены первые укрепления и на головы гитлеровцев посыпались бомбы. Тут же штурмовики открыли пулеметный огонь. Смертоносные огненные стрелы протянулись к ползущим танкам. Зенитки врага молчали.
Второй заход Алексеев совершил с того же направления, что и первый. Он считал, что их первая атака полностью парализовала огневые позиции фрицев и именно отсюда легче всего будет проникнуть вглубь обороны. Это была первая, но ставшая и последней, ошибка командира. Расчеты зенитных орудий при внезапном налете просто-напросто были растеряны и потому своевременно не открыли огонь. Теперь они оправились и встретили самолеты густыми шапками взрывов.
Штурмовики перешли на бреющий полет. Алексеев сыпал смертоносный огонь на врага, а огонь пристрелявшихся зениток становился все точнее, все ближе и ближе рвались снаряды. Самолет Вычукжанина заволокло дымом, горящая машина штопором шла к земле. Петр и его стрелок Алеша Киселев погибли.
Вражеские зенитчики не выпускали «ИЛ» Алексеева, огненные нити трассирующих пуль прошили самолет ведущего. Он тщетно пытался справиться с подбитой машиной, разбитые рули отказались служить пилоту. Отдав ведомым команду действовать самостоятельно, командир с великим трудом развернул самолет и повел его к своему аэродрому в Глушицу. Но не дотянув трех километров, «ИЛ» врезался в землю.
Кадровый командир, прекрасный учитель и товарищ Борис Павлович Алексеев погиб, вместе с ним отдал свою молодую жизнь милый, застенчивый парень с орловщины, стрелок Ваня Нелюдимов.
Все произошло в считанные секунды. Нуркен Абдиров не успел прийти в себя и собраться с мыслями, как под правым крылом раздался сухой резкий треск, самолет качнуло и он загорелся. Сквозь дым и языки пламени Нуркен увидел в скопище танков два бензовоза. Туда он и направил свой самолет. Ему навстречу летела земля. «Черная смерть» молнией приближалась к фашистским танкам. Удар, страшный взрыв!… Конец…
…Как в тумане вел домой самолет Алексей Писанко. Слезы застилали глаза, душили рыдания. Он с трудом посадил машину. Никто и ни о чем не спрашивал. Все понимали — случилось страшное и непоправимое.
P.S. В 1943 г. за бой в небе над населенными пунктами Боковского района младшему лейтенанту, заместителю командира эскадрильи 808 штурмового полка Алексееву Борису Павловичу и летчику 808-го штурмового авиационного полка Нуркену Абдирову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Старшему сержанту Писанко Алексею Дмитриевичу вручена медаль «За отвагу». Это был первый случай, когда двое из четверки стали Героями Советского Союза и погибли в одном бою.
В наградном листе Алексеева Бориса Павловича от 20 декабря 1942 г. изложен личный подвиг Героя и его боевой четверки. Только 19.12.1942 г. в районе Боковская-Пономаревка, несмотря на сплошной заградительный зенитный огонь противника и сложные метеоусловия, мощным огнем всех самолетов было уничтожено 12 танков, 17 автомашин с грузом и живой силой, до 10 повозок с боеприпасами, 2 цистерны с горючим, подавлен огонь двух батарей противника, уничтожено до 2-х взводов пехоты. Алексеев Б.П. в качестве ведущего совершил 20 боевых вылетов на штурмовку врага и лично уничтожил 16 танков, 32 автомашины, 23 повозки с грузом, 7 дзотов, до 15 всадников, 4 склада с боеприпасами и до роты пехоты противника.
Детали подвига Нуркена Абдирова хорошо изучены и известны всем жителям Боковского района. На его могиле в х. Коньков возведен памятник, местные жители помнят и чтут Героя.
Детали подвига Алексеева Бориса Павловича, благодаря инициативной группе боковчан, проделавшей громадную работу по поиску документальных свидетельств и архивных документов, теперь тоже стали известны. Остается неизвестным только место его захоронения, так как в представленных свидетельствах и существующих документах есть некоторые противоречия, неточности, ошибки. Так, в именном списке безвозвратных потерь начальствующего состава указано, что младший лейтенант Алексеев Б.П. и сержант Нелюдимов И.Н. при выполнении боевого задания 19.12.1942 г. были сбиты в районе х. Сарычи. В донесении о безвозвратных потерях местом выбытия Нелюдимова Ивана Никитовича также указан х. Сарычи. И это версия наиболее вероятна, т.к. в списках погибших и умерших от ран бойцов, похороненных в братской могиле, этих фамилий нет. А вот информацию о том, что в безымянной могиле на гражданском кладбище хутора Сарычи похоронены летчики, подтверждают многие.
Не за горами 75-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Все меньше остается участников и свидетелей тех страшных событий. Наша задача собрать как можно больше документальных правдивых свидетельств о великом подвиге всего советского народа, каждого героя, и простого бойца в отдельности. Если на нашей Кумылженской земле действительно похоронены Герой Советского Союза Алексеев Борис Павлович и его юный стрелок Нелюдимов Иван Никитович, их имена должны быть увековечены. Пусть не останется на нашей земле безымянных могил и забытых героев великой битвы за освобождение человечества от фашизма.
Материал подготовила Алла ФИРСОВА на основе исследовательской работы Ю.А. Обнизовой, обучающейся МБОУДО «Дом детского творчества Боковского района» под руководством В.А. Чукановой.