29 марта 2024
Муниципальное автономное учреждение «Редакция газета Победа»
RSS

Главные новости

Особым детям нужна особая забота

Сегодня мы продолжаем рассказ об учреждениях, реализующих Комплекс мер Волгоградской области по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей. Одно из них – ГБУ Волгоградский ППМС-центр, являющийся ресурсным центром по ранней помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, детей с ОВЗ и детей группы риска.

В целях оказания психологической, педагогической, социальной помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и группы риска, а также их семьям в регионе реализуется Комплексная программа по активной поддержке родителей детей-инвалидов (законных представителей) для сохранения семейной среды развития и воспитания детей «Академия Мэри Поппинс», название которой говорит само за себя. Необходимую помощь  уже получили  253 семьи,  проживающие в Волгоградской  области.

Вопрос.      Есть родители, которые считают, что в раннем возрасте не стоит обращать внимание на то, что ребёнок не овладел положенными для его возраста навыками и что «ребёнок сам перерастёт» свои проблемы. Насколько верна такая позиция?

— Это неверное мнение, — отвечает Наталья Александровна Судакова, директор ГБУ Волгоградского ППМС-центра. — В раннем возрасте необходимо проверять у ребёнка наличие важных  навыков каждые 2-3 месяца. И если ребёнок не овладел положенными для его возраста навыками, то родители, обратившись в детскую поликлинику и службу ранней помощи, узнают от специалистов, с чем связано отставание в развитии навыков – просто с индивидуальным темпом развития ребёнка или с нарушением развития, с каким-то заболеванием.

Среди детей в возрасте от рождения до трех лет выделяется так называемая группа риска. Это дети, родители которых обеспокоены развитием и поведением своего ребенка.

Специалисты, оказывающие раннюю помощь, никогда не ставят перед ребёнком академические задачи, они прежде всего помогают ему быть наблюдательным, проявлять интерес к окружающему миру, функционировать в этом мире, пользоваться органами чувств, общаться.

Уважаемые родители! Если Вы тревожитесь, потому что Вам кажется, что с ребёнком что-то не так, обратитесь в ППМС-центр по телефонам: 44-89-65, 44-00-40, 66-02-79. Специалисты проконсультируют Вас по поводу проблем в развитии Вашего ребёнка, если они имеются, дадут рекомендации по воспитанию и обучению ребёнка.

Информацию о специалистах, услугах, оборудовании Вы также можете получить на сайте ppms.ucoz.ru; в  инстаграмме ppms_vlg.

Вопрос. Какую помощь ППМС-центр может оказать родителям, обеспокоенным развитием своих детей раннего возраста, или детей, в развитии которых выявлены нарушения?

ППМС-центр оказывает следующие виды помощи: консультации специалистов, сопровождение ребёнка и семьи согласно индивидуальной программе, групповые занятия.

В группу кратковременного пребывания компенсирующей направленности можно определить ребёнка в возрасте старше 1,5 лет. Находясь в группе в течение 4 часов в первую половину дня, дети  получают помощь необходимых для них специалистов  (педагога-психолога, учителя-дефектолога, логопеда).

Родители (законные представители), воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и/или детей групп риска в возрасте от рождения до  7 лет,  могут  заключить с нашим учреждением договор о сопровождении семьи, на основании которого   специалистом совместно с родителем будет разработана индивидуальная программа, предусматривающая оказание  системной психологической помощи всей семье ребёнка, способствующая созданию гармоничной атмосферы в семье.        

Новым видом поддержки  семей, воспитывающих  детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и/или детей групп риска, в том числе с расстройствами аутистического спектра, являются  беби-группы,  которые посещают  родители с детьми. Родители не только присутствуют на занятиях, но и участвуют в них: ведь то, что делает мама и как она это делает, важнее для малыша, чем то, что делает ведущий. Число пар родитель-ребёнок в группе не превышает пяти. Учреждение оснащено современным оборудованием (интерактивный пол, бизиборд, сенсорный стол, сенсорный куб и другие виды интерактивного оборудования), занятия способствуют развитию познавательной сферы детей, улучшению их поведения в естественных жизненных ситуациях, эмоционально-личностному развитию, позитивным взаимоотношениям с родителями.

 

 

 

Уважаемые родители, Вы можете встретиться с педагогом-психологом и другими специалистами не только на территории ППМС-центра, но и в детской поликлинике, куда Вы периодически приходите со своим малышом. Консультационные пункты в детских поликлиниках действуют с 1 сентября 2019 года, как правило, по четвергам, с 14.00 до 16.00. Специалисты ППМС-центра могут проконсультировать Вас по вопросам развития Вашего малыша, оказать психолого-педагогическую помощь по воспитанию и организации домашнего режима, по налаживанию взаимоотношений ребенка со взрослыми членами семьи, по установлению его контакта с другими детьми в семье и за ее пределами; определить общий уровень его психического развития, объяснить, куда обратиться, если у ребёнка проблемы с познавательной деятельностью.

Подобные учреждения  есть и на территории Волгоградской области: для того, чтобы семьи могли получить помощь в  отдалённых муниципальных районах Волгоградской области, были созданы филиалы в городе Михайловка и р.п. Рудня.

«Работа такого учреждения в нашем городе бесконечно нужна и важна для родителей и детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, — говорит Мария Николаевна Крюкова,  руководитель Михайловского обособленного подразделения ГБУ Волгоградского ППМС-центра. — В первую очередь, это территориальная доступность и наличие в учреждении компетентных специалистов, способных оказать эффективную помощь детям с ОВЗ на ранних этапах их жизни, а также их родителям, за счет специально организованного обучения и оказания им систематической консультативно-методической помощи.

Предназначение нашего подразделения состоит в том, чтобы дать семье психологическую поддержку для принятия ребенка в семью вместе с его особенностями, затем обучить родителей методам помощи своему ребенку, а также подготовить общество к принятию ребенка с особенностями развития.

Хочу рассказать о буднях одной семьи, проживающей в Михайловском районе, и специалистах, которые этой семье помогают. Алексей Юрьевич Б. воспитывает ребёнка-инвалида Матвея Б. Помогает Алексею Юрьевичу его бабушка Галина Ивановна. На момент поступления в МОП мальчику было 3 года 9 месяцев. Специалисты Центра познакомились с Матвеем, провели ряд диагностик и выявили, что у ребёнка слабо развиты социально-бытовые навыки, соответствующие его возрасту, очень маленький словарный запас, заметное отставание в развитии.

Матвей начал посещать занятия специалистов: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога и социального педагога, которые проводили с ребёнком упражнения на развитие речи, всех видов мышления, крупной и мелкой моторики, коммуникативных навыков, игровой деятельности. С целью закрепления пройденного материала семье Матвея давались домашние задания: например, упражнения по развитию социально-бытовых навыков, рекомендации по итогам занятий. Надо отдать должное папе Матвея: он посещал собрания и мероприятия учреждения, принимал участие в изготовлении пособий для ребёнка и проводил с ним развивающие упражнения дома.

На сегодняшний день отмечается положительная динамика в развитии Матвея: развиваются его бытовые и гигиенические навыки, увеличивается словарный запас. Матвей научился общаться с детьми, недавно начал посещать детский сад, но занятия с мальчиком в обособленном подразделении продолжаются. Алексей Юрьевич понимает, насколько необходимы и важны те знания и рекомендации, которые он и его сын могут получить именно у специалистов.

Хочу обратить ваше внимание на увеличение количества семей, обратившихся к нам за помощью. В настоящее время мы сопровождаем 67 семей.

Необходимо отметить, что благодаря Комплексу мер у наших специалистов появилась возможность повысить компетенции по оказанию эффективной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, особенно в период от рождения до 3 лет, овладеть новыми эффективными технологиями, ориентированными как на работу с ребенком, так и с семейной системой в целом, приняв участие в стажировочных плошадках других регионов – Астраханской, Псковской, Тверской, Новосибирской областей, Санкт-Петербурга».

«Мы помогаем родителям  найти ответы на актуальные для них вопросы, познавать этот мир с точки зрения их «особенных» деток, — говорит Ольга Викторовна Михайловская, руководитель Руднянского обособленного подразделения  ГБУ Волгоградского ППМС-центра. — Чувство беспомощности и безнадежности, раздражительность, плаксивость и навязчивые мысли уходят прочь после нескольких занятий ребёнка и его родителей в нашем учреждении. Стабилизируется эмоциональное состояние как родителя, так и ребенка. Обучающие занятия с детьми, общение с близкими родственниками, консультации, индивидуальные и групповые занятия, заседания родительского клуба, праздники, встречи со специалистами  — всё это доступно у нас в районе для каждой семьи, где воспитывают ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас у нас на сопровождении 32 семьи.

Вот как оценивает работу специалистов службы Иванова Юлия Александровна, воспитывающая пятилетнюю дочь, страдающую тяжелыми множественными нарушениями развития:

«Именно, мы, родители, можем первыми заметить особенности в развитии и поведении своего ребенка. Главное – не быть пассивным, не ждать, что с возрастом все пройдет.

Вот уже полгода нашу семью сопровождают специалисты Руднянского обособленного подразделения Волгоградского ППМС-центра. За это время у доченьки произошел значительный скачок в развитии, она не разговаривает, но стала более эмоциональной и общительной. Ребенок просто ликует, когда мы входим в здание! Дочка сама поднимается по лестнице на второй этаж, открывает комнату для занятий и быстрее занимает место за столом ,чтобы начать что-то делать. Моя девочка счастлива, ей интересно, и я это ощущаю.

Чуткие, добрые, светлые, душевные и с огромным терпением замечательные специалисты сопровождают каждого ребенка. Удивительно сплоченный коллектив! Спасибо им за всё!

Пусть нашим особенным деткам в этой жизни нелегко, но под грамотным руководством профессионалов (дефектолога, логопеда, психолога, социального педагога) они стараются и делают маленькие шаги в своем развитии».

Вопрос. Какие ещё варианты помощи семьям предусмотрены Комплексом мер?

Комплексом мер, в том числе Комплексной программой «Академия Мэри Поппинс» предусмотрен ещё один вариант оказания помощи семьям, не имеющим возможности посетить учреждение: дистанционное консультирование, — говорит Людмила Юрьевна Косьяненко, заместитель директора  ГБУ Волгоградского ППМС-центра. — Это могут быть как индивидуальные консультации посредством электронной почты, так и видео-консультации, общение посредством глобальной сети Интернет по коммуникационным программам Skype, Viber и WhatsApp, чата, сайта ресурсного центра, персональных сайтов и специалистов опорных школ. Отрадно отметить, что в 15 муниципальных районах Волгоградской области действуют свои «Академии «Мэри Поппинс», созданные, согласно Комплексу мер, на базе так называемых опорных школ — учреждений образования или социальной зашиты населения. В опорной школе специалисты смогут оценить развитие и состояние ребёнка, определить причины, ведущие к отклонениям в развитии, спланировать работу с ребёнком по развитию его познавательных, социально-эмоциональных, творческих потребностей, обучить родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком; рассказать, где семье можно получить необходимую помощь, если её получение в опорной школе невозможно.

Хочу обратить ваше внимание на то, что в реализации Комплекса мер принимают участие 43 организации различной ведомственной принадлежности: образования, здравоохранения, социальной защиты населения.

 

Это  образовательные организации, в том числе:

— ГБУ Волгоградский ППМС-центр (Кировский район Волгограда);

— ГКОУ «Волгоградский центр образования детей-инвалидов» (Кировский район  Волгограда);

— ГКОУ «Волжская школа № 1»;

— ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7» (Советский район Волгограда);

— ГКОУ «Волгоградская школа-интернат «Созвездие» (Дзержинский район Волгограда);

— ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 4» (Кировский район Волгограда);

— ГКОУ «Среднеахтубинская школа-интернат»;

— ГКОУ «Котовская школа-интернат»;

— ГКОУ «Михайловская  школа-интернат»;

— ГКОУ » Волгоградская школа-интернат № 6″ (Краснооктябрьский район Волгограда);

— МБОУ средняя школа №17 городского округа-город Камышин Волгоградской области ;

— МКДОУ детский сад № 9 «Золотой ключик» города Жирновска Волгоградской области ;

-МКДОУ «Чернышковский детский сад №1 «Солнышко» Чернышковского муниципального района Волгоградской области;

— МКДОУ «Руднянский детский сад «Сказка» Руднянского муниципального района Волгоградской области;

— МБДОУ Центр развития ребенка детский сад «Тюльпан» (Иловлинский район).

 

 Учреждения  социальной защиты населения:

 

— ГБУ СО «Волгоградский областной реабилитационный центр «Вдохновение» ( Тракторозаводский район Волгограда);

— ГКУ СО «Дзержинский центр социального обслуживания населения»;

— ГКУ СО «Кировский центр социального обслуживания населения»;

—  ГКУ СО «Советский центр социального обслуживания населения»;

— ГКУ СО «Тракторозаводской центр социального обслуживания населения»;

— ГКУ СО «Урюпинский центр социального обслуживания населения»;

— ГКУ СО «Жирновский центр социального обслуживания населения»;

— ГКУ СО «Котовский  центр социального обслуживания населения»;

— ГБУ СО «Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда» (г. Волжский).

 

Учреждения здравоохранения оказывают содействие в выявлении семей, нуждающихся в помощи, и направлении их в соответствующие организации:

 

— ГУЗ «Детская поликлиника № 1»);

— ГУЗ «Детская поликлиника № 3»;

— ГУЗ «Детская поликлиника № 6»;

— ГУЗ «КДЦ для детей № 1»;

— ГУЗ «ДКП № 15»;

— ГУЗ «Детская поликлиника № 16»;

— ГУЗ «ДКП № 31»;

— ГБУЗ «Городская детская больница»;

— ГБУЗ «ГДП № 2»;

— ГУЗ «Жирновская ЦРБ»;

— ГБУЗ «Иловлинская ЦРБ»;

— ГБУЗ ЦРБ Котовского муниципального района;

—  ГБУЗ «КДГБ «Камышинская детская городская больница»;

—  ГБУЗ «Михайловская городская детская больница»;

— ГБУ «ЦРБ Руднянского муниципального района»;

— ГБУЗ «Среднеахтубинская ЦРБ»;

— ГБУЗ Урюпинская ЦРБ;

— ГБУЗ «Чернышковская ЦРБ».

 

Наш корр.