28 марта 2024
Муниципальное автономное учреждение «Редакция газета Победа»
RSS

Главные новости

Почётная профессия — водитель

Много в нашей стране профессиональных праздников, но День автомобилиста, а если проще, то День шофёра, который отмечается 28 октября, по охвату празднующего населения, пожалуй, один из самых массовых. Помимо армии профессиональных водителей есть ещё многочисленные любители «железных коней».
Огромное водительское братство можно сравнить с братством воинским. Невозможно представить сегодняшнюю жизнь без тех, кто крепко держит в руках – нет, не автомат – рулевое колесо, уверенно давит не на гашетку – на газ и умеет так же, как воин, в экстренной ситуации молниеносно принять единственно верное решение, так ударив по тормозам, что покрышки горят. На бескрайних дорогах земли они не бросят в беде тех, кто помощи ждёт, и «глазом подмигнут» собрату – впереди гаишник.

Есть в этом братстве дилетанты, а есть асы своего дела, элита братства – профессиональные водители, труд которых высоко ценится. Сегодня речь пойдёт о них и нашей когда-то мощной организации – районном объединении «Сельхозтехники», которое взрастило, сплотило и дало дорогу в жизнь этим классным, знающим своё шофёрское дело парням: Д. Клейменову, С. Четверякову, В. Алифатову, А. Иванову, братьям Ивану и Сергею Самоходкиным, В. Кандаурову, И. Попову, Н. Чаплыгину, М. Попову, И. Курдюмову, В. Самойлову, Н. Аникину, А. Курину, Г. Бородину, В. Фролову, А. Савельеву и многим другим.
Не удивляйтесь, что называю их по именам, это вовсе не панибратство, так, как родных, свою моторизованную гвардию зовёт почти отец родной Николай Акимович Попов. Он практически всю трудовую жизнь на разных должностях бок о бок с ребятами работал в «Сельхозтехнике».
Боюсь, что мой рассказ получится слегка сумбурным. Дело в том, что водители в честь праздника просили рассказать о своём шефе, заместителе начальника по транспорту Н.А. Попове (на снимке). А он о себе говорить не хочет, всё больше, с гордостью, о них, о своих ребятах и с болью о когда-то крепкой, мощной и так бесславно развалившейся, но для них оставшейся родной «Сельхозтехнике». Когда-то эта организация была чуть ли не градообразующей. И по сей день часть станицы, что раскинулась на горе, многие называют «Сельхозтехникой», а молодёжь, наверное, и не знает почему.
И всё же коротко о Николае Акимовиче. Он коренной хопёрский казак, родился в 1942 году в крестьянской семье хутора Подковского. Отец воевал, на его долю испытаний выпало немало. И семье не легче было. Из семерых детей выжили только четверо. Николай был младшим. Закончив в 1962 году Слащёвскую среднюю школу, отслужив три года в армии и получив в Серафимовичском техникуме специальность техника-механика, парень вернулся в район.
Работал помощником бригадира в колхозе им. Ленина, инженером по ТБ в районном управлении сельского хозяйства. А в 1970 году совсем ещё молодым человеком инженером по внедрению новой техники и технологий пришёл в районное объединение «Сельхозтехники». Работал увлечённо, с удовольствием. Дважды занимал первые места в области по внедрению новых технологий, перенимал опыт в различных регионах большой советской страны, был премирован поездкой в Латвию, повышал свою квалификацию в Ростовском и Краснодарском институтах. Передовому опыту по внедрению новых тракторов К-700 и 701 обучался на закрытом предприятии – Ленинградском заводе им. Кирова. Работа нравилась, приносила моральное удовлетворение. Правда, несколько лет пришлось заниматься бумажной рутиной – был избран председателем районного комитета ДОСААФ, с этой должности вполне можно было бы и выше шагнуть в номенклатурные работники, но такая перспектива его не радовала, мечтал вернуться на прежнее место работы и вернулся – главным инженером, потом заведовал МТМ. В те годы объединение имело три мастерских по ремонту колхозной и совхозной техники: Глуховскую (х. Попов) – здесь в основном ремонтировали гусеничные тракторы, Разметинскую (х. Суляевский) – по ремонту комбайнов и Кумылженскую, в которой ремонтировали колёсную технику.
Помимо того, в «Сельхозтехнике» были большие складские помещения, работала и была обеспечена всем необходимым оборудованием, техникой станция механизации животноводческих ферм (СТО МЖФ). На полную мощность работала огромная СТО тракторов К-700 (теперь в этом ангаре разместилось предприятие по розливу минеральной воды «Источник в песках»). Трудился механизированный отряд, который вывозил на поля района органические отходы с многочисленных ферм. Более трёхсот квалифицированных рабочих и служащих было в штате объединения. Целый отдел занимался обеспечением и продажей запчастей, Николай Акимович некоторое время даже был заместителем по торговой части. Но больше всего здесь было водителей, штат которых год от года увеличивался с ростом количества грузового транспорта.
В 1989 году Н.А. Попов занял должность заместителя по транспорту, в которой проработал почти десять лет. Ему в «наследство» досталось порядка 70–80 грузовиков, а к 1997 году количество обслуживающего автотранспорта достигало 123 единиц. В «Сельхозтехнике» работали самые грамотные, опытные, любящие своё дело водители. Пожалуй, ни одно большое или малое дело в районе не обходилось без их помощи. Начиная от автотранспортного обслуживания хозяйств района на уборке урожая и заготовке кормов до строительства дорог и возведения моста через Хопёр, здесь ребята трудились с первого до последнего дня. На уборку урожая их ждали не только в районе, они спешили на помощь в хозяйства Воронежской, Липецкой, Тамбовской и других областей. Не счесть, сколько было командировок в дальние и ближние уголки страны, а уж в Волгоград чуть ли не каждый день мотались. Люди были востребованы, и работа находилась всем.
В 1998 году на базе сельхозтехники было организовано РАО ТНВ (районное агропромышленное объединение товарищество на вере) «Кумылженское и Ко». Начало на столь мощной базе было очень перспективное и многообещающее, но в стране грянул тяжелейший экономический кризис со всеми вытекающими последствиями. В 2001–2002 годах было объявлено о банкротстве РАО. За долги распродали всю технику и саму базу. В 2005 г. прошла полная ликвидация когда-то казавшейся не потопляемой «Сельхозтехники». Большой дружный коллектив распался. Сотни людей остались без работы. Каждый в этой новой реальности выживал и устраивался как мог. И только мощный водительский кулак не развалился, ребята нашли себя. Разлетевшись по огромной стране и не только, они искали и находили достойную работу. Где только не месили грязь, не поднимали пыль и не мяли асфальт тяжёлые грузовики наших парней. Они работали на строительстве газопроводов «Ямал-Европа» и «Северный поток-2», прошли весь Дальний Восток, трудились на о. Сахалин и даже в Алжире, не говоря уж о близлежащих регионах России. Одних друзей по братству они подтягивали к себе, других никогда не теряли из виду – так, не растеряв добрых, товарищеских отношений, и выжили.
Теперь многие вышли на заслуженный отдых, но прежней взаимовыручки, дружбы и товарищеских отношений не растеряли. Ежегодно в свой праздник вовсе не тесным кружком – большим коллективом – они собираются за праздничным столом, им есть о чём поговорить, что вспомнить.

Алла ФИРСОВА.