23 апреля 2024
Муниципальное автономное учреждение «Редакция газета Победа»
RSS

Главные новости

Федор Крюков – «неизвестный» писатель с «речки Лазоревой»

30 августа 2017 г. в Волгоградской области по юридическому адресу: 403406, Кумылженский район, станица Глазуновская, ул. Кооперативная,4 зарегистрирована благотворительная общественная организация – «Фонд писателя Крюкова Ф.Д.». Целями создания Фонда являются изучение и популяризация творческого наследия писателя, поиск и публикация его произведений, создание и содержание культурного центра – музея писателя, который расположен на родине Крюкова Ф.Д., в станице Глазуновской, на месте усадьбы семьи Крюковых.

Семья Крюковых. Федя Крюков стоит в центре.

Кто же такой Ф.Д.Крюков? В начале ХХ века это имя было широко известно в Области Войска Донского и за ее пределами – культурная общественность России знала его как подлинно народного, казачьего писателя, общественного деятеля и педагога.
Федор Дмитриевич Крюков родился 2 февраля 1870 г. в ст. Глазуновской, что на «речке лазоревой», как он впоследствии назвал Медведицу, в простой казачьей семье. Его дед участвовал в знаменитом Шенграбенском сражении 1805г., отец пользовался уважением и авторитетом односельчан и неоднократно избирался станичным атаманом (атаманская насека станицы хранится в Михайловском краеведческом музее). С детства Федор не понаслышке был знаком с тяжелым трудом казака-землепашца, на плечах которого, к тому же, лежала и воинская служба.
Вот что об этом писал сам Федор Дмитриевич: «Я родился в трудовой среде, непосредственно знакомой с плугом, бороной, косой, вилами, граблями, дегтем, навозом. Вырос в постоянном общении с лошадьми, волами, овцами, среди соломы, сена, зерна и черноземной пыли», и далее: «Я знаю казацкий быт; я люблю народ свой, среди которого я вырос и которому служу, мечтаю о его счастье, скорблю о нем сердцем; я – сын народа, смело могу это сказать…».
Детство и юность писателя прошли на берегах реки Медведицы, которая с незапамятных времен течет по степному раздолью, пересекая «Дикое поле» (так раньше назывались придонские степи), зарождаясь из двух ручьёв в отрогах Приволжской возвышенности. Спокойная, неяркая красота реки находит отражение в его творчестве, а живописные и приветливые берега ее часто становятся местом развития сюжета рассказов и очерков писателя. Вот описание вечера на реке из рассказа «На речке лазоревой» («Русское Богатство», 1911, № 12):
«..Ильич поднял указательный, плохо отгибающийся палец, откашлялся и жидким, но приятным голосом завел:
     Ах, на речке, братцы, было лазоревой,
Средь поля, братцы, было поля чистого… э-о-оой…
  Присоединились, один по одному, голоса рыбалок, Егор залился тонким подголоском. Кудрявые фиоритуры сперва сплели причудливый узор на протяжном, немножко монотонном мотиве. Потом подголосок забрался ввысь и закатился эхом за зеленую зубчатую полосу войскового леса.
   Я встал и отошел на косу, – песня всегда красивее и мягче на расстоянии, чем вблизи. Матовым, изогнутым зеркалом лежала река, зелено-синяя, у берегов темная, закутанная тенями. Должно быть, там, за холмами, за хутором Чигонацким, садилось солнце, – не видать его было, но горело розовым золотом белое облако на востоке. Раза два вздрогнул ветерок, мелкая зыбь посеребрила реку и улеглась. Еще душновато было и тихо. Когда обрывалась песня, слышно было, как в подмытом, свалившемся в воду дубовом кусту тихо покряхтывала лягушка, стонала страстным звуком. Маленькие, резвые кулички, уже невидные в вечерних тенях, обнявших реку, бежали по косе, на другой стороне, бойко свистали, кричали, перекрикивали друг друга… .» Федор Дмитриевич и сам был большим ценителем и знатоком старинной казачьей песни. Как отмечали его современники, он знал колоссальное число настоящих старинных казачьих песен, часто напевал их. Обладая приятным тенором, часто в компании подпевал на подголоске, «дишканил», поражая даже стариков своим мастерством.
Являясь типичным представителем «казачьей глубинки», Федя Крюков, тем не менее, смог получить образование – с отличием закончил Усть-Медведицкую гимназию, а затем – Санкт-Петербургский историко-филологический институт. После завершения обучения Крюков Ф.Д. преподавал историю, географию и словесность в гимназиях и кадетском корпусе городов Орла и Нижнего Новгорода. За успехи в работе отмечен наградами Российской Империи. Однако еще в студенческие годы он попробовал себя в литературной деятельности, которая постепенно стала главным содержанием его жизни. Статьи и очерки молодого писателя издаются в столичных газетах и журналах. Казачество, его историческая роль и судьба занимали видное место в творчестве Ф.Д.Крюкова, крепкими узами он был связан со своей малой родиной. В его произведениях мы видим фотографически точное описание разных сторон жизни и быта простого казачества, сочувствуем трудной судьбе женщины-казачки, ощущаем неразрывную связь малой родины писателя со всей Россией.
Вот что он сам написал об этом: «Я любил Россию — всю, в целом, великую, несуразную, богатую противоречиями, непостижимую. «Могучую и бессильную…». Я болел ее болью, радовался ее редкими радостями, гордился ее гордостью, горел ее жгучим стыдом… Но самые заветные, самые цепкие и прочные нити моего сердца были прикреплены к этому вот серому уголку, к краю, где я родился и вырос… Я любил казака-землероба, повинного долгой воинской работе. Я издали угадывал родную фигуру в фуражке блином, в заплатанных шароварах с лампасами, в чириках, и благодушно смеялось мое сердце при звуках простодушной речи казацкой, трепетно отзывалось на тягучий мотив старинной казацкой песни…».
Современники называли его «Гомером казачества», «современным певцом Тихого Дона», «большим русским писателем», который открыл перед читателем «новый до того почти неизвестный уголок жизни: уклад быта казачьего …». Благодаря ему читателю стала доступна «сочная яркая речь казачья с неожиданными оборотами; романтическая душа казака, его песня». Вместе с тем, писатель Крюков проводил и серьезные исторические исследования. Его перу принадлежат такие исторические очерки, как «Шульгинская расправа» (Исторический вестник. 1894. октябрь. С. 653–677.) и «Булавинский бунт» (1707 – 1708 г.). В этих произведениях писатель-исследователь глубоко проанализировал причины Булавинского восстания и высокохудожественно показал эти трагические события давней истории, завершив очерк «Булавинский бунт» строками из старинной казачьей песни:
«Чем-то наша славная земелюшка распахана?
Не сохами то славная земелюшка наша распахана, не плугами,
Распахана наша земелюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная земелюшка казацкими головами.
Чем-то наш батюшка славный тихий Дон украшен?
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами.
Чем-то наш батюшка славный тихий Дон цветен?
Цветен наш батюшка славный тихий Дон сиротами.
Чем-то во славном тихом Дону волна наполнена?
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими-материными слезами.!»
После подавления восстания в 1709 г., по мнению писателя, завершилась самостоятельная история донского казачества. Она стала неотделимой от истории России. Появился институт наказных атаманов, назначаемых императором. Выборность атаманов остается только в нижнем звене – хутор, станица … . Признавая это, писатель в своей дальнейшей работе не ограничивается рамками бытописания, отражая в своих произведениях не только жизнь и быт казачества, но и различные стороны российской действительности, оставаясь патриотом своей малой родины.
Популярность и авторитет Крюкова среди казаков сделали его подлинно народным избранником от Войска Донского – в 1905 г. он был избран депутатом в 1-ю Государственную Думу, где активно отстаивал интересы простого казака-труженика.
С началом Первой мировой войны Федор Дмитриевич (имеющий к тому времени титул статского советника!), не годный к службе из-за близорукости, тем не менее отправляется санитаром 1-го передового отряда Государственной Думы сначала на Кавказский фронт, а затем, в 1915-16 – в Галицию. Свои впечатления и наблюдения о событиях на фронте и в тылу писатель изложил в серии рассказов и очерков, опубликованных в журнале «Русское богатство», таких как «Итальянец Замчалов», «Четверо», «Около войны», «В углу», «Ратник», «Душа одна» и других.
Являясь сторонником наметившегося мирного процесса реформирования Российского государства, писатель не принял большевистский переворот, оправдывающий «революционное насилие» и ввергнувший страну в пучину братоубийственной бойни. Верный своим идеалам гуманизма и добра, он до последнего вздоха активно участвовал в борьбе за восстановление России.
Ф.Д.Крюков стал одним из вдохновителей и участником сопротивления казачества нашествию «Третьего Интернационала». Написанная им поэма «Край родной» («Донская Волна», 26 августа 1918. №12.) стала знаменем казачьей молодежи Усть-Медведицкой сводной бригады. Сам писатель был в первых рядах защитников Дона. В бою при освобождении Михайловки от большевиков взрывом снаряда под ним убило лошадь, а сам он получил контузию. Этот эпизод описан в книге генерал-майора А.В.Голубинцева «Русская Вандея. Очерки гражданской войны на Дону», эпиграфом к которой стали строки из поэмы «Край Родной» Ф.Д.Крюкова. Описанию событий гражданской войны на Дону посвящены его очерки, статьи и рассказы, такие как «В углу», «Новым строем», «В гостях у товарища Миронова», «Усть-Медведицкий боевой участок», «После красных гостей» и другие, ставшие сейчас доступными читателю.
В августе 1918 г. Ф.Д.Крюков был избран Секретарем Войскового Круга области Войска Донского, редактировал правительственные «Донские ведомости», был директором Усть-Медведицкой гимназии. Одновременно он продолжал свою литературную деятельность, надеясь донести до читателей правду о происходящих на его глазах событиях, оставаясь патриотом России и своей «малой родины».
После поражения белого движения, Ф.Д.Крюков отступал с Донской армией и умер от тифа 20 февраля 1920 г., на Кубани, до дна испив свою горькую чашу. После 1920 г. его имя было незаслуженно забыто, исчезло из всех энциклопедий и литературы советского периода. Только в 1990 г. был издан первый после 1917 г. сборник его ярких рассказов, написанных сочным и живым языком. В них читатель найдет много интересного о нравах и быте населения Области Войска Донского, о жизни казачества в России в предреволюционный период и о событиях гражданской войны, очевидцем и участником которых был писатель.

… Торопиться, бежит «речка лазоревая» по степным просторам, из исконно российских земель через донские степи, мимо редких хуторов и станиц – Малодельской, Скуришенской, Глазуновской … , мимо Казенного леса… . Напротив станицы Усть-Медведицкой сливается она с тихим Доном. Там, где прозрачные струи Медведицы сплетаются с мутными донскими водами, у древнего монастыря в меловых горах правобережья, за столетия промыли они глубокую седловину. Если смотреть сверху на карту, то отчетливо видится седло. Татарское или черкесское седло, с высокой передней и задней лукой. Как знать, не с этого ли седла сошли в нашу жизнь герои известного романа? Ведь до сих пор никто не обнаружил и достоверно не определил местонахождение хутора Татарского… .

К 150-летию со дня рождения нашего земляка, замечательного донского писателя Ф.Д. Крюкова благотворительный Фонд «Сохранения творческого наследия писателя Крюкова Ф.Д.» (ИНН-3456003821) проводит сбор средств на издание первого в России Собрания сочинений писателя в 5 томах.
Основную часть тиража этого издания Совет Фонда безвозмездно отправит в библиотеки школ Волгоградской и Ростовской областей (Донская обл.), библиотеки казачьих кадетских учебных заведений.
В настоящее время некоторые произведения Ф.Д.Крюкова, опубликованные при содействии Фонда, можно приобрести в книжных магазинах г.Михайловки и Фролова, либо ознакомиться с ними, а также с биографией писателя и фотоматериалами на официальном сайте Фонда: krukov-fond.ru

Вице-президент Фонда писателя Ф.Д.Крюкова профессор Мурашкин И.А.