26 апреля 2024
Муниципальное автономное учреждение «Редакция газета Победа»
RSS

Главные новости

Два брата на одной войне

Нет на Земле более высокой и ответственной миссии, чем защищать интересы и рубежи Родины. Испокон веков россияне – наследники былинного русского воинства и Дмитрия Пожарского, Михаила Кутузова и Александра Суворова, Павла Нахимова и Фёдора Ушакова, Константина Рокоссовского и Георгия Жукова… Они всем миром вставали на защиту Отечества. Били орды татаро-монгол, громили полчища немецких и шведских завоевателей. Ценой великих жертв и потерь раздавили фашистскую гадину. В горячих точках ХХ века стояли на страже законности и порядка, свободы и независимости народов, вели и продолжают вести борьбу с международным терроризмом, оставаясь верными своей миротворческой миссии.
Народная память бережно хранит великие победы российского оружия, ратный подвиг и славу многих поколений защитников Отечества. И потому есть в нашей стране общенародный любимый праздник – День защитника Отечества, объединяющий всех, кто считает своим святым долгом и обязанностью Родину защищать, всех, кто когда-либо проходил или только собирается пройти военную службу.
России, как любой великой державе, отстаивая свои геополитические и национальные интересы, порой приходится прибегать к силе оружия и вступать в вооружённые конфликты, а всюду, где есть оружие, обязательно есть горе и смерть. Даже самая «маленькая» война – это трагедия для обеих противоборствующих сторон, несущая кровь и слёзы, смерть и разрушение, боль утраты и скорбную память.
Такой страшной трагедией, которая ещё долгие годы будет отзываться болью в сердцах миллионов россиян, сидеть занозой в сердцах и душах солдат, стала чеченская война. Это не было противостоянием двух разных народов. На этой войне не было абсолютно правых. И самое удивительное, что эту войну до сих пор нельзя считать завершенной. Сразу двое сыновей многодетной семьи Вартановых принимали участие в тех страшных событиях. Арсен, рождённый в 1977 году, был призван в армию 24 мая 1995 года. Чечня уже полыхала, и матери, стоя на коленях перед иконами, вымаливали у Господа жизни своих сыновей. За ребят Вартановых молилась единственная среди мальчишек сестра, а мама, рано ушедшая из жизни, незримо оберегала своих мальчиков.

Служить Арсен попал в ракетные войска стратегического назначения, часть базировалась в кабардино-балкарском городке с красивым названием Прохладный. В «учебке», которая длилась всего 2–3 месяца и проходила в городе Острогожске Воронежской области, он освоил специальность «механик-водитель многоосных специальных шасси». По окончании старший механик-водитель Вартанов в звании сержанта для прохождения дальнейшей службы был направлен в Чеченскую Республику. Война требовала всё новых молодых, сильных, не познавших жизни и не обстрелянных жертв. Служба началась в КРеАДН (корпусный реактивный артиллерийский дивизион), который, постоянно меняя дислокацию, был в самых горячих точках той первой чеченской войны: Ханкала, Шали, Грозный, Бамут, Ведено…
Выполняя свой долг, ребята стойко переносили тяготы и лишения войны. «Отдавая жизни за други своя», вчерашние школьники становились героями. Они не плакали, когда взрывом на куски разрывало товарища. Слёзы приходили лишь наедине с собой, или когда слушали песни, слова которых точные как выстрел снайпера – прямо в сердце: «И везут на Родину героев, которым в двадцать лет могилы роют…».
Через какие испытания прошли солдаты-мальчишки, что там творилось на самом деле, мы знаем только по фильмам. Они об этом вслух не говорят. Но порой одни кричат ночами в сонном бреду, другие молча в одиночку пьют горькую, третьи, заражённые вирусом войны, вновь идут в пекло. Жизнь здесь, в миру, для тех, кто был там, уже никогда не станет прежней – мирной.
Так случилось и с Арсеном. Отслужив срочную, он вернулся домой, работал строителем в колхозе «Мировой Октябрь» и чувствовал себя на гражданке ненужным, чужим. Восемнадцатилетним мальчишкой попав на войну, он не успел освоить другой работы, кроме мужской – воевать.
С началом второй чеченской в 1999-м он подписал контракт и снова отправился «туда» – в «Грозный» котёл войны. Был разведчиком, командиром зенитной установки, прикрывая огнём, провожал боевые колонны вглубь истекающей кровью республики – «там» военные специальности осваивались по «ходу пьесы». Сколько раз бывал в бою, какие ужасы видел, скольких друзей потерял и как часто сам стоял на краю жизни – не считал и рассказывать об этом не хочет – слишком больно, потому что не кино и не придумано.
По окончании контракта Арсен несколько лет честно пытался втянуться в мирную жизнь. Хотя и на гражданке она была нелегка – работы нет, зарплаты нет, а там платят, и ты знаешь за что. Но не сумел. В 2004-м он, командир САУ (самоходной артиллерийской установки), вновь ступил на торную уже дорогу войны. И снова Грозный, Шали… кровь и смерть. Кому они были нужны?


Побывав не единожды «там», где многие сходят с ума, в аду, сотворённом грязными, загребущими руками великих мира сего, вечно делящих власть, богатства и территории, чувствуя себя пешкой в сложной игре политиков, Арсен абсолютно понял смысл и актуальность поговорки: «Кому война, а кому мать родна». Но здоровые корни простого работящего парня из глубинки, надёжная внутренняя опора, разум и совесть не дали ему сломаться. По окончании третьего срока службы в 2005 году он всё же нашёл в себе силы и желание стать мирным селянином. Женился, обзавёлся детишками и, кажется, всё хорошо, но память и символ мужества – знак «Ветеран боевых действий» – вновь и вновь возвращают «туда»…
Мысли и чувства Арсена, которыми трудно поделиться, хорошо понимает такой же воин, прошедший теми же дорогами, сам испытавший, как по живому в бойне войны сдирают шкуру, – родной младший брат Артём.
Как и все пятеро детей семьи Вартановых, Артём родился в Баку, в 1980 году. В 1988-м семья, спасаясь от Карабахского армяно-азербайджанского конфликта, который по уровню военного противостояния уступил лишь чеченской войне, осела в хуторе Красноармейском. Сразу после окончания Арчединского лесного колледжа 24 июня 1999 года паренёк ушёл в армию. Служил в славном казачьем городе Новочеркасске во внутренних войсках МВД РФ в 48-м полку оперативного назначения (ПОН) сотой дивизии оперативного назначения (ДОН 100), которую чеченцы называли «дикой дивизией», в 9-й мотострелковой роте стрелком снайперской пары. Сюда брали не всех, только лучших мальчишек с крепкой психикой и отменным здоровьем. Артём был таким, в техникуме ещё и стрелять хорошо научился.
Нравилась парню служба, всё как в старом кино: ежедневная боевая подготовка, стрельбы, занятия на полигоне, марш-броски, отработка взаимодействия с другими подразделениями – почти романтика. Но знали мальчишки, это совсем не игра, их учат выживать и готовят к реальной страшной войне. А насколько «там» нелегко, Артём знал из немногословных рассказов брата.
После восьми месяцев интенсивной боевой подготовки в феврале 2000 года в составе 9 МСР он отправился на выполнение служебно-боевой задачи в Чеченскую Республику. Молодое пополнение ДОН-100 Грозный встречал транспарантом: «Шакалы из 100 дивизии, вы умрёте тут!». Вместе со своей штурмовой ротой Артём участвовал в освобождении и зачистках от порой жестоко огрызающихся боевиков более сотни населённых пунктов: Урус-Мартан, Ачхой-Мартан, Бамут, Гехи, Алхазурово, Ведено, Дарго… В рейды ходили вместе с кинологами, спецназом, ОМОНом, милицией и другими частями. Работать приходилось не только снайпером группы прикрытия, но и гранатомётчиком, автоматчиком, пулемётчиком и просто сыскарём. В каждом доме в каждом селении изымалось огромное количество всевозможного оружия, военной формы и прочих запрещённых вещей. Местными особенно тщательно и изобретательно пряталось оружие. Чтобы найти каждый раз новый схрон, приходилось включать и смекалку, и логику. Однажды, прощупывая длинной палкой дно арыка, Артём нашёл «тайник». Целый арсенал, чистенький, в смазке, тщательно завёрнутый в брезент, до поры скрывала водная гладь. Как оказалось, таким ухороном пользовались многие. Ещё в каждом чеченском дворе обязательно имелся так называемый «самогонный аппарат» – в огромных бочках «варился» дармовой бензин. В каждую зачистку их расстреливали из СВД или ручного пулемёта калибра 7.62, другой просто не пробивал толстый металл, но уже через неделю все дырки были залатаны, и аппараты вновь работали на полную мощность. Нефть, также даром, качалась из бакинской трубы. Во время таких зачисток в плен попадало много боевиков, как правило, намётанный взгляд без труда отличал их от мирных жителей. Например, ваххабита с головой выдавали заправленные в носки штаны.
Всё как-то мирно, просто и безопасно выглядит в этом повествовании. В реальности всё было совсем не так. Опасные боевые и разведоперации, шальная или снайперская пуля, растяжки, засады подстерегали за каждым поворотом и деревом, в каждом доме и подвале.


Одна из самых тяжёлых и кровопролитных операций, в которой участвовал Артем, вошла в историю Второй чеченской. Это был бой за село Комсомольское, родовое гнездо полевого командира Руслана Гелаева, где каждый дом был превращён в крепость. Он длился две недели с 5 по 20 марта 2000 года, став последней крупной битвой противостоящих сторон. Буквально за день до начала сражения спецназовцы «дикой дивизии» проверяли село на наличие боевиков – не было ни души, а через сутки подразделения спецназначения «Тайфун», «Росич» и СОБР, вошедшие в Комсомольское для зачистки, почти сразу попали под шквальный огонь. Бой был страшный. Силы озверевших, попавших в кольцо, просочившихся и захвативших село ночью под покровом тумана боевиков во много раз превышали количество федералов.
«…В самом начале «чехи» прорвали десантников и в упор расстреляли мой взвод гранатомётчиков. А потом я потерял два танковых экипажа. Ребята огонь на себя вызвали. И всё… Волосы до сих пор дыбом стоят… Они пёрли волнами, как в психическую атаку шли! Мы их прямой наводкой лупим, а они идут и идут…» – вспоминал командир 503-го мотострелкового полка, Герой России, подполковник Сергей Стволов.
В том многодневном без сна и отдыха бою полегли сотни наших рябят. Там погиб друг Артёма, тоже снайпер, Сергей, они вместе призывались из Волгограда. «О себе в минуты боя и смертельной опасности забываешь, есть только страх за товарища, – говорит Артём. – А труднее всего видеть, как на твоих глазах близкий, только что живой друг в считанные мгновения погибает. Вместо живых весёлых глаз, светлой улыбки и крепкого тела перед тобой распластано «нечто», изрешечённое осколками, обожжённое огнём, немое, бессловесное, и ты ничем не можешь помочь… В такие минуты чувствуешь себя виноватым».
Восемь месяцев Артём находился в Чечне. С августа выполнял боевые задачи и нёс службу по охране штаба своей дивизии ДОН-100. Позже был переведён в личную охрану командующего Северо-Кавказским округом ВВ, командира дивизии генерал-полковника, Героя РФ М.И. Лабунца.
За отличную службу, преданность боевому братству, отвагу, честь и достоинство при выполнении воинского долга Артём Георгиевич Вартанов награждён нагрудным знаком «Участник боевых действий», медалями «За службу на Северном Кавказе», «Ветеран боевых действий на Северном Кавказе». Он прекрасный муж и любящий отец троих детей, живёт и работает в ст. Кумылженской.
В час испытаний братья Вартановы с честью продолжили славные традиции российского воинства.
Алла ФИРСОВА.
Фото из семейного альбома Вартановых.