В Кумылженской музыкальной школе дети учатся играть на гуслях

В прошлом учебном году в Кумылженской детской музыкальной школе открылся новый класс на отделении народных инструментов - «Гусли звончатые». Дети уже начали осваивать этот интересный и необыкновенно красивый музыкальный инструмент. В классе занимаются Аристова Анастасия, Аветисян Гоарик, Данилова Софья, Шарыгин Арсений. За прошедшие полтора года они уже успели показать свое умение и на конкурсах, и на многочисленных концертах, выступая и как солисты, и в ансамбле. В декабре  ансамбль гусляров принял участие в концерте в станице Алексеевской, в январе – на Рождественской елке в Кумылженском Православном образовательном центре. Надеемся, ребята будут радовать нас и в будущем. Хотелось бы поподробнее рассказать об инструменте, о его истории и современности.

Начнем с истории. Инструменты, подобные гуслям, известны с древности у многих народов, во многих культурах. В Библии   упоминается киннор (на церковнославянский и русский языки переводится как «гусли» или «арфа»), на котором играл царь Давид. В Древней Греции играли на кифаре и лире, их изображения можно увидеть на античных амфорах.

Как появились гусли и аналогичные инструменты? Видимо, прапрадедушкой всех струнных был охотничий или боевой лук, тетива которого гудела и мелодично звенела, стоило только выпустить стрелу. Ее можно было использовать как струну и играть на ней либо защипывая пальцами, либо водя по ней другим луком — смычком. Потом возникла мысль, что струн может быть и больше, и натянуть их можно на специальную доску, либо на тот же лук, и в конце концов музыканты заметили, что если вместо доски будет корытце, то получится усилитель звука, резонатор.

Замечательный ученый, музыкант, фольклорист, археолог Владимир Иванович Поветкин  был первым, кто занялся исследованием гуслей. Под его руководством открылся и ныне ведет плодотворную работу Центр музыкальных древностей Великого Новгорода, воссоздано огромное количество средневековых инструментов.

Вообще гусли с древности были распространены именно на севере и северо-западе Руси, и вошли в народный эпос, например, на гуслях играют герои русских былин: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Итак. В современном мире существуют гусли во-первых, народные. Они отличаются, как правило, малым количеством струн, слабым их натяжением, небольшими размерами. Играют на них исключительно пальцами, ни медиаторов, ни других приспособлений не используют.

По форме их можно подразделить на крыловидные, шлемовидные, трапециевидные и лировидные (или гусли с окном). К последним как раз относятся ископаемые гусли «Словиша», а также одни из гусель, которые есть у нас. Их можно держать на коленях, а можно просунуть руку сзади за специальный ремень, и держать их «стоймя», это позволяет свободно передвигаться при игре, ходить с инструментом.

Во-вторых, существуют гусли так называемые «академические». Именно на них учатся сейчас ваши дети. Они отличаются от народных, и дело даже не в форме. Струн на таких гуслях 17, на детских и учебных может быть меньше — 15 или 12, и даже 9. На наших инструментах по 15 струн. Струны имеют очень сильное натяжение, благодаря чему звук у академических гуслей очень звонкий. Кроме того, играют на них, в основном, медиатором, хотя есть и прием игры пиццикато, когда струны защипываются непосредственно пальцами, и окраска звука получается совсем другая.

Такие гусли называются «гусли звончатые». В академической, классической традиции есть и другие виды. 

В начале XX века было много   концертирующих музыкантов-гусляров и пропагандистов гусельного искусства. На гуслях играли знаменитые писатели Максим Горький и его друг Степан Гавриловаич Петров-Скиталец. Вопреки революции и гражданской войне, когда почти все было разрушено, гусли оставались популярны. Создавались целые оркестры гусляров.

Позже, во время ВОВ и в послевоенные годы, широкий интерес к гуслям звончатым исчез, и они почти были забыты. Однако, оставались музыканты, которые хранили традицию. В основном гусельное искусство оставалось в Новгороде, Пскове и Ленинграде.

Одним из музыкантов-виртуозов был художник Локшин Дмитрий Борисович - известный исполнитель на звончатых гуслях, композитор, конструктор нескольких разновидностей шлемовидных гуслей, создатель самобытного репертуара. Им написан ряд оригинальных пьес, а также обработки народных песен и танцев, многие из которых в авторском исполнении вошли в Золотой фонд Центрального радио и телевидения России. Фирма "Мелодия" выпустила две пластинки Д.Б.Локшина. В 1995 г. ему было присвоено звание Заслуженного артиста России.

В конце 80-х- начале 90-х гг. XX века вспыхнул новый интерес к гуслям, этот инструмент россияне как бы заново открывали для себя. Ученики Локшина и других гусляров стали популяризировать гусли, возникли разные школы — новгородская, псковская, петербургская. Гусли звончатые преподают в ДМШ и ДШИ, в музыкальных училищах и консерваториях. 

В нашем казачьем регионе нет народной традиции игры на гуслях. Поэтому и академической школы до последнего времени не было. Однако, в г. Волжском появился преподаватель — Васильева Татьяна Геннадьевна. Будучи пианисткой по образованию, она была очарована  гуслями звончатыми и решила научиться играть и преподавать гусли в Волгограде и Волжском. Училась она и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и до сих пор остается единственным носителем этого искусства в Волгоградской области. Преподает гусли в музыкальных школах, во ВГИиК, в центре семейного творчества «Аллегро», является солисткой Волжского ОРНИ, выступает с концертами одна и со своими учениками, руководитель ансамбля «Волжские гусляры», имеет много званий и регалий, все и не перечислить.

На этом наш рассказ закончен. Будем надеяться, что и наши дети научатся так же замечательно играть на гуслях и радовать вас, зрителей на концертах и самих себя!

Преподаватель МКУДО Кумылженская ДМШ №1 Мария Дмитриевна Каргина

 

Добавить комментарий

Мы не публикуем:
- комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного и национального характеров
- комментарии, в которых есть ссылки на другие интернет-ресурсы
- комментарии, не имеющие отношение к данной теме
- комментарии, содержащие нецензурные слова и выражения


Защитный код
Обновить

Адрес редакции и издательства:

403402, ст. Кумылженская, Кумылженский район,
Волгоградская область, ул. Мира, 25.

Главный редактор Виктория Георгиевна ПавловаТелефон: 8 (84462) 6-11-53.

Телефон отдела рекламы: 8 (8462) 6-13-92. E-mail: pobeda-kum@yandex.ru

 

Победа.ру

Учредители — Муниципальное автономное учреждение «Редакция газеты «Победа» Кумылженского муниципального района Волгоградской области.

Главный редактор Виктория Георгиевна Павлова. Телефон: 8 (84462) 6-11-53. Телефон отдела рекламы: 8 (8462) 6-13-92. E-mail: pobeda-kum@yandex.ru

Адрес редакции: 403402, ст. Кумылженская, Кумылженский район, Волгоградская область, ул. Мира, 25.. Все права защищены © 2016 МАУ «Редакция газеты «Победа» ст. Кумылженская.

 

Мнение авторов публикаций не всегда отражает точку зрения редакции. Авторы публикаций несут ответственность за достоверность фактов. Редакция в переписку с авторами не вступает, рукописи не возвращает. За информацию, содержащуюся в объявлениях и рекламе, редакция ответственности не несет.

Сетевое издание «Победа.ру» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 22 августа 2016 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-66877